ТворениеСтраница 28
Троякая аханкара, источник грубых элементов, чувств и ума, неотлична от них самих, ибо служит их причиной. Господом ложного эго является Санкаршана.
Это ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и результат. При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или невежество — оказывают на него свое влияние.
9) Ложное эго в гуне благости, в свою очередь, тоже подвергается трасформации, в результате которой возникает ум, а порождаемые им мысли и образы формируют наши желания.
Ум живого существа известен под именем Анирудхи, верховного повелителя чувств. Его иссиня-черное тело напоминает цветы лотоса, распускающиеся осенью, и идущие путем йоги постепенно открывают Его для себя. Господом ума является Анирудха.
10) Из ложного эго в гуне благости проявляются также одиннадцать полубогов, управляющих деятельностью тела. К ним относятся повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, Варуна, Ашвини-кумары, бог огня (Агни), Царь небес (Индра), Упендра, Митра, Брахма и Чандра. Так все они появляются на свет.
11) Трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению интеллекта.
Функция интеллекта заключается в том, чтобы определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа, и помогать его чувствам сделать выбор. Интеллектом называют проницательность, необходимую для того, чтобы постигать предметы. Другая функция интеллекта — помогать чувствам сделать выбор. Господом интеллекта является Прадьюмна. Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта.
12) Дальнейшая трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению праны, жизненной энергии.
Условия жизни в материальном мире в большей или меньшей степени зависят от разума могущественной жизненной энергии.
13) Ложное эго в гуне страсти порождает два вида органов чувств: познающие органы чувств (уши, кожа, нос, глаза и язык) и органы действия (рот, руки, ноги, гениталии, анус).
Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией, а познающие — с интеллектом.
Чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, разум прибегает к помощи познающих органов чувств, а жизненная энергия поддерживает своё существование в теле, манипулируя действующими органами — руками, ногами и пр. В целом же борьба за существование — это проявление гуны страсти, и, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана) тоже являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго во второй гуне природы — в гуне страсти.
14) Когда энергия Верховного Господа приводит в движение ложное эго в гуне невежества, на свет появляется тонкий по природе объект слуха (звук), а из звука возникают эфир и орган слуха.
Все объекты, предназначенные для удовлетворения наших чувств, порождены эгоизмом в гуне невежества. Приходя в движение, эгоизм в гуне невежества порождает звук, который представляет собой тонкую форму эфира.
Пять элементов: небо, воздух, огонь, вода и земля — не что иное, как различные проявления ложного эго в махат-таттве (совокупной материальной энергии) является порождением пограничной энергии Господа, и это ложное эгоистическое стремление господствовать над материальным творением, в свою очередь, порождает материальные элементы, необходимые для иллюзорных наслаждений живого существа. Являясь наслаждающимся, живое существо фактически господствует над материальными элементами, однако за всем этим стоит Верховный Господь. На самом деле никто, кроме Господа, не имеет права называться наслаждающимся, но находящееся в иллюзии живое существо хочет само стать наслаждающимся. Это желание порождает ложное эго. Когда у сбитого с толку живого существа появляется такое желание, по воле Господа возникают призрачные элементы, и живое существо получает возможность гоняться за ними, как за миражом в пустыне.
Принято считать, что сначала создаётся тан-матра, звук, а затем уже — небо, однако, по сути дела, звук является тонкой формой неба, и между ними такая же разница, как между наблюдателем и объектом наблюдения. Звук является образом реального объекта, поскольку звук, возникающий при описании какого-либо объекта, даёт представление о том, как этот объект выглядит. Следовательно, звук представляет собой тонкую форму объекта.
Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук как субстанцию, которая передаёт представление о предмете, указывает на присутствие говорящего, скрытого от наших глаз, и представляет собой тонкую форму эфира.
Этапы теологического анализа
Теологический анализ ставит перед нами вопрос: “Как данный отрывок сообразуется с общей схемой Божественного откровения?” Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны выработать понимание общей структуры истории откровения. Следует опред ...
Значение имени
Священное Писание отводит особую роль имени. Для большинства героев Библии, имя нечто большее, чем просто личное название человека, даваемое при рождении, отличительный признак или титул. Имя для Библейского народа есть сама действительно ...
Буддизм в России
Калмыки приобщились к буддизму в конце XVI в. в Джунгарии (Китай), в XVII в. они перекочевали в Нижнее Поволжье. В
Забайкалье монгольские и тибетские ламы появились в первой половине XVIII в. Большинство забайкальских бурят приняло буддиз ...