Формирование и особенности религиозной личностиСтраница 1
Цель психотерапии заключается в исцелении души, а религия свое призвание видит в спасении души. Но, невзирая на то, что для религии предотвращения душевных страданий, освобождение от них является не основной, а производной целью, она все-таки оказывает ощутимый психогигиенический и психотерапевтический эффект на человека, создавая для него возможность психологически утвердиться в трансцендентном, абсолютном. Этим религия осуществляет могучее психопрофилактическое, психотерапевтическое влияние на психику верующей личности. В этой сфере, по мнению Г.-В. Олпорта и других американских исследователей, ей, бесспорно, принадлежит ведущая роль. Реализуется она в эмоционально-катарсических эффектах, которые вытекают из природы. Достижение религии в психотерапевтической сфере является особенно значительным. Религиозное трактование сути психотерапевтических феноменов в целом правильное. Это касается даже утверждений, что душевно больного человека мучает «нечистый дух», если истолковывать его как страсти, которые противоречат принципам доброжелательной, человечной морали, адекватной самооценки и тому подобное. При этом природа такого «нечистого духа» остается вне поля зрения, ведь наука не может достоверно исследовать ее. Поэтому на первом плане фигурирует собственно психотерапевтическая проблема — помочь человеку избавиться от «нечистого духа», который его истязает. Основным психотерапевтическим эффектом религии является экзистенциальное чувство безопасности как следствие внушения неизбежности победы добра над злом, жизни над смертью. Касается это как человечества, так и отдельной личности. Религия возводит к минимуму источник экзистенциальной тревоги, страха или и совсем нейтрализует его, помогает человеку психологически утвердиться в существовании высшего авторитета, который обещает ей ограждение от угрозы зла и смерти.
Недостаточное чувствование безопасности, антиципация (предвидение) реальной разрушительной угрозы является одним из самых главных факторов невропатических расстройств. Поэтому, вселяя основательное, всеохватывающее чувство безопасности, оптимистической надежды, религия оказывает могучее психотерапевтическое и психопрофилактическое влияние. Совсем недавно психотерапия окончательно убедилась в том, что всегда доказывали гуманистические религии: нет других лекарств для души, кроме любви. Способность личности искренне любить Бога, ближних, родных, вызывает ответную любовь к ней, что является мощным фактором здоровой психики, жизненного воодушевления, вдохновения, радости бытия. [5, с. 189]
Формирование личности начинается в семье. Именно здесь закладываются основы человеческого характера, отношения индивида к окружающим, его социальные и мировоззренческие ориентации. Отношения между ребенком и родителями являются первой формой непосредственных социально-психологических контактов, в которые вступает ребенок и от содержания которых зависит очень многое в его последующем развитии. На основе многочисленных исследований психологи установили, что для ребенка дошкольного возраста родители являются бесспорным и абсолютным авторитетом. Ребенок постоянно, причем часто неосознанно, подражает их действиям, их поведению, их словам. Неудивительно, что в религиозных семьях, где родители молятся, говорят о боге как о высшем существе, управляющем всем на земле и наказывающем людей за их «грехи», создается общая социально-психологическая обстановка, способствующая формированию религиозности ребенка. Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых родители или старшие родственники сознательно и целенаправленно воспитывают детей в религиозном духе, в частности заставляют их молиться, читают с ними Библию, разъясняя ее содержание. Постепенно на основе подражания у ребенка формируются не только стереотипы религиозного поведения, но и некоторые элементарные религиозные образы и представления. [3, с.238]
Языческий календарный цикл
Древние славяне делили год на два периода – лето и зиму, осень и весна являлись началом лета или зимы.
Лето в ряде славянских языков означает “год”, а исчисление времени называется летоисчислением, но лето и зима тоже делились на две час ...
Монашеские Ордены
Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены - монашеские объединения, способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание. Каждый ...
Атеизм в постсоветской России.
Сведения о числе атеистов в постсоветской России весьма противоречивы, т. к. нет четкого критерия относительно того, кого именно считать неверующим и всякого ли неверующего следует признавать атеистом. Для подавляющей части неверующих ...