Формирование и особенности религиозной личностиСтраница 2
Религия может влиять на психику человека и негативно. Например, иногда священнослужители навеивают избыточный страх, ужас, что особенно вредит сенситивным (эмоционально впечатлительным) детям. Религиозный страх стимулирует у них чувство патологической навязчивой вины, которая делает невозможным гармоничную самореализацию и приводит к деструктивным психологическим и социальным последствиям. Но в целом религиозность личности положительно влияет на ее самореализацию, самоактуализацию, самотрансцендирование, помогает многим осознать свое призвание, реализовать способности, избрать животворную жизненную стратегию и тактику человек нуждается в самотрансцендировании — подъеме над своей биологической, животной и социальной природой к высшему духовному уровню, смыслу жизни. Его вершиной является особый тип индивидуальных переживаний, которые А. Маслоу назвал «пик-опытом». Этот опыт характеризуется тем, что во время пик-переживаний человек наиболее тождествен самой себе, своему естеству, ближе всего к своему истинному «Я», наиболее целостен и неповторим. Он получает самую чистую информацию о себе. Конфликты и противоречия, которые его раздирают, отступают, а, следовательно, стихает его борьба с собой. Торжествуют внутренняя гармония, целенаправленность и тому подобное. Со стабилизацией и нарастанием такого самоосознания повышается способность человека гармонично, органически сливаться, идентифицироваться с миром, в частности с тем в нем, что не принадлежало ему и чему он не принадлежал, но потенциально оно было близко его естеству. У человека во время пик-переживаний и вследствие их возникает характерное чувство счастья, успеха, избранности, а следствием такого опыта возникает чувство благодарности. Религиозные люди благодарят Бога, другие – судьбу, природу, родителей также. Чувство благодарности значительно усиливается в результате того, что «пик-опыт» невозможно запланировать. Он наступает, охватывает человека неожиданно. Часто эта благодарность выливается в безмерную любовь ко всему сущему, в восприятии мира как наполненного красотой и добром, в желании делать добро для мира, «возвращая долг». Немало общего по содержанию имеет переживание «пик-опыта» с мистическим экстазом. На этом основании Маслоу считает, что «пик-опыт» является результатом и глубинной основой личной религиозности. По его убеждениям каждая религиозная личность имеет свою личную религиозность, которую она поддерживает и развивает на основе своих «пик-переживаний», откровений, интуитивных движений, создавая из них личные мифы, ритуалы, церемониалы. Эти религиозные приобретения имеют глубинный смысл только для отдельной личности – их субъекта. Таким образом, психологическим стержнем религиозного смысла жизни является перспектива жизнеутверждающего для человека разрешения его основной экзистенциональной проблемы – смертности, конечности. Религия обещает человеку окончательную победу добра над злом, окончательное благоприятное разрешение проблем каждой личности при условии выполнения ею религиозных заповедей, наставлений. Вера в осуществление обещанного религией дает человеку чувство безопасности, защищенности, оптимизма, избавляет его от экзистенционального страха, и тревожности. Во всем этом реализуется мощный психотерапевтический потенциал религиозной веры. [5, с.194]
Место назначения послания
Из самого Послания ясно следует, что его читателями были галаты (1.1), которые объединялись понятием "Церкви Галатийские" (1.2). Однако много споров вызывает вопрос, кто были указанные галаты. Традиционное мнение никогда не вызы ...
Развитие команды пасторского служения. Обучение
команды
Процесс обучения команды можно разделить на два этапа. Первый этап – это приобретение и накопление определенных знаний для достижения поставленной цели. Второй этап – это практика, умение применять приобретенные знания на практике. Именно ...
Познание бога
Нет более важного вопроса, чем вопрос о Боге. Именно он решает собою все другие вопросы, решает также и вопрос о всей нашей жизни .
Это не есть только вопрос ученого или государственного деятеля, а вопрос вообще человека и именно всего ч ...