История возникновения и развития похоронного обряда. Мифология
смерти.Страница 3
Что бы облегчить умирающему переход в иной мир, в доме открывали окна, заслонки в печной трубе, снимали с бочек обручи, открывали крышки у посуды. В особо тяжелых случаях – во время агонии колдуна или ведьмы – выламывали доски в крыше или подкоп под порогом. Считали, что грешная душа может выйти только через такое отверстие, которое никогда не перекрещивали (окна и двери на ночь всегда крестили).
Первоначально, по мнению учёных, через специальный пролом в стене или через окно выносили всех покойников. В крепостных стенах многих средневековых городов прорубали даже особые ворота, предназначенные исключительно для этой цели. Это делалось для того, чтобы покойник не мог найти дорогу назад и больше не возвращался к живым. Путь на «тот» свет не должен совпадать с путями живых.
У восточных славян долгое время сохранялся древний обычай везти покойника на кладбище или в церковь для отпевания, независимо от времени года, на санях. В древнерусском языке существовало даже выражение «сидеть в санях», означавшее то же самое, что и «быть одной ногой в могиле», «ожидать смерти».
Согласно древним верованиям загробный мир отделён от человеческого водной преградой – рекой или морем. Поэтому у славян было принято строить символические мосты, чтобы умершим было по чему перейти на «тот» свет. В Белоруссии на другой день после поминок по умершему ещё в конце XIX в. делали «кладку» - мостик через какое – либо мокрое или топкое место, ров или ручей. Для этого рубили сосну, обтёсывали её, вырезали на бревне год смерти и изображение человеческой ступни. За тем все садились на бревно и ещё раз поминали умершего.
Мостом, соединяющим этот и «тот» свет, считалась и радуга один конец которой, как полагали, находится в мире живых, а другой – в мире мёртвых.
Вера в то, что душа по дороге на «тот» свет переправляется через водную преграду, нашла отражение в древнерусском похоронном обряде: «Умершего несли к месту погребения в ладье. Древние русы делали ладью, клали туда покойника и сжигали его в месте с ладьёй на погребальном костре.» [Левкиевская Е. Мифы русского народа., М., 2000 г.]
В языческие времена верили в ещё один путь на «тот» свет – дерево. Дерево считалось временным пристанищем души – до погребения тела. Птица сидящая на вершине дерева, представлялась душой, направляющейся в небо. Даже вешали на могильные деревья верёвки, чтобы помочь душе взойти на небо.
Главным моментом погребального обряда, обозначающим начало посмертного странствия души, считался вынос покойника из дома, точнее перенос через порог. После этого возвращение покойника в дом не только не желательно, но и опасно для домочадцев. И лишь в специальные поминальные дни в году «родителей приглашали» к столу. Чтобы не допустить возращения покойника назад, принимали особые меры. Как только гроб выносили из дома, двери и окна тотчас закрывали, в доме мыли пол – «дорожку замывали», вещи связанные с покойником выбрасывали на улицу. По той же причине покойника выносили из дома в перёд ногами. Считалось так же обязательным перевернуть в доме все стулья, лавки, табуреты, особенно на которых стоял гроб, чтобы покойник не смог на них сесть. Сани или другую повозку на которой покойника везли на кладбище, опрокидывали и поворачивали оглоблями по направлению к кладбищу, поскольку верили, что до сорокового дня мёртвый каждую ночь приходит к саням, чтобы ехать домой, но найдя оглобли повёрнутыми в сторону кладбища, возвращается в могилу.
Яджурведа
и ведийский ритуал
В жизни древней Индии ритуалы занимали стержневое положение. Им отводилась значительная часть годового цикла времени. Они втягивали в себя весь коллектив и решали жизненно важные задачи. Основополагающее значение отводилось ритуалу жертво ...
Христианский брак
… И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное
Ефесянам 5:2
Супружество – это нечто уникальное. В брачному союзе у супругов появляется возможность разделить любой а ...
Этические и социальные аспекты иудаизма
Иудаизм представляет собой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она - ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Б ...