История возникновения и развития похоронного обряда. Мифология
смерти.Страница 1
В основе любого мифа лежит убеждение, что существуют два соприкасающихся друг с другом мира: «этот», в котором живём мы, люди, и «тот» - потусторонний, куда уходят души умерших, где обитают мифологические существа. В древнем мире, человеку каждый день приходилось иметь дело с представителями сверхъестественной силы, их можно было умилостивить, заставить служить себе во благо или отпугнуть. Потусторонние силы не всегда желали человеку зла, но всегда были опасны уже потому, что принадлежат к миру мёртвых. Хотя мир мёртвых невидим для людей в их обыденной жизни, но тесно связан с миром живых, а в определённые отрезки времени границы между мирами открываются.
У славян, как и у всех других народов, уже в языческие времена существовало понятие души – некой субстанции, которая находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь.
Древние славяне представляли душу как самостоятельное живое существо, которое, по разным взглядам, находится у человека в сердце, в груди, в области живота, в печени, в крови, в горле, под правой мышкой. В течении жизни душа питается паром от той пищи которую ест человек. И сама она имеет вид ветра, сгустка пара или дыма. В Белоруссии говорят, когда ветер завывает в трубе, что ветром в трубу врывается душа умершего родственника, прося поминания. В северорусском причитании она описывается как облако:
«Как душа да с белым телом расставалася,
Быв, как облако она да подымалася…»
[Левкиевская Е. Мифы русского народа, М.,2000 г.]
Души у славян обычно воплощались в бабочек (особенно ночных). При виде бабочек или мотылька до сих пор говорят: «Вот чья – то душа летает». В некоторых русских говорах бабочку так и называют – душечка. На Украине верят, что если не раздавать подаяний на помин умерших, их души ночными мотыльками будут прилетать в дом и кружиться возле свечей. Душа умершего может также принять облик мухи, иногда белого цвета. Поэтому долгое время сохранялся обычай в ночь после похорон караулить душу: собирались старухи, ставили на стол сыту (мёд, разведённый водой), ожидая, что душа умершего в виде мухи прилетит отведать приготовленное угощение. Вьющуюся над покойником муху запрещалось убивать или отгонять.
Душа у славян часто принимает вид птицы, особенно голубя или ласточки. О птице случайно залетевшей в дом говорили: «Покойник озяб, пичужкой прилетел погреться». [Левкиевская Е. Мифы русского народа., М., 2000 г.] Души добрых людей являются в виде белых голубей, а злые принимают вид чёрных ворон. Души детей ласточками прилетают навестить родителей. В полесье верили, что если ласточка залетала в дом во время свадьбы, - значит, душа, кого–то из умерших родственников, явилась посмотреть на новобрачных. Вот откуда ведёт начало обычай рассыпать зерно на могилах для птиц. В южнорусских областях в течении сорока дней после чьей – либо смерти на окно стелили белое полотенце, так чтобы оно свешивалось одним концом на улицу, на него клали хлеб и ждали, что душа в виде птицы прилетит клевать его. Часто на подоконнике или на столе специально рассыпали муку или пепел, чтобы увидеть следы прихода души. Один из древне русских переводов «Слова Иоанна Златоуста» осуждает этот обычай: «Поганские дела творят: пепел по середине сыплют… Бесы же злоумию их смеются, копошатся в пепле и следы показывают на прельщение им…» [Левкиевская Е. Мифы русского народа., М., 2000 г.]
Изображение Дьявола. Происхождение сатаны
Христианский Дьявол - сложный образ, корни которого имеют весьма различное и частью очень древнее происхождение. Непосредственными источниками его были, видимо, различные божества мрака и тьмы древневосточных религий. Духи зла, Боги загро ...
Крещение князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василев ...
Региональные религии. Отличительные черты региональных
религий от религий мировых
Выше были охарактеризованы три религии, которые наиболее широко распространены по земному шару и которые в связи с этим обычно называют мировыми: христианство, ислам и буддизм. Их выделяют среди остальных религий, иногда весьма неудачно н ...