ТворениеСтраница 43
Когда сыновья отказались повиноваться приказу отца, ум Брахмы охватил великий гнев, однако он попытался сдержать и никак не обнаружить свой гнев.
Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать. Гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребёнка красно-синего цвета.
Лик гнева всегда одинаков, чем бы ни был вызван — невежеством или знанием. Как ни старался Брахма сдержать свой гнев, его усилия не увенчались успехом, несмотря на то, что он — самое возвышенное живое существо во вселенной. Гнев, который является порождением страсти и невежества, в своём истинном виде вышел из межбровья Брахмы в образе Рудры с телом синего (невежество) и красного (страсть) цвета.
Появившись на свет, ребёнок закричал: "О вершитель судеб и учитель вселенной, назови моё имя и место!".
Всемогущий Брахма, родившийся на цветке лотоса, успокоил ребёнка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: "Не плачь. Я непременно исполню твоё желание. За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой. Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут:
1) сердце;
2) чувства;
3) жизненный воздух;
4) небо;
5) воздух;
6) огонь
7) вода;
8) земля;
9) солнце;
10) луна;
11) аскезы.
Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имён:
1) Манью;
2) Ману;
3) Махинаса;
4) Махан;
5) Шива;
6) Ритадхваджа;
7) Уграрета;
8) Бхава;
9) Кала;
10) Вамадева и
11) Дхритаврата.
Кроме того, у тебя будет одиннадцать жён, одиннадцать Рудрани:
1) Дхи;
2) Дхрити;
3) Расала;
4) Хма;
5) Ниют;
6) Сарпи; 7) Ила;
8) Амбика;
9) Иравати;
10) Свадха;
11) Дикша.
Мальчик мой, прими же все эти имена, возьми своих жён и отправляйся в отведённые тебе места пребывания; поскольку теперь ты — один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население вселенной".
Сотворение Рудры, который появился на свет из межбровья Брахмы как олицетворение его гнева, порождённого гуной страсти с примесью невежества, исполнено глубокого смысла. Описание принципа Рудры приводится в "Бхагавад-гите" (3. 37). Кродха, гнев, возникает из камы, вожделения, которое является порождением гуны страсти. Когда вожделение и желание не находят удовлетворения, рождается кродха — заклятый враг обусловленной души. Это самое греховное и губительное порождение страсти проявляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной. "Бхагавад-гита" называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и нелепым. Эгоцентризм — это проявление принципа Рудры в сердце живого существа, где зарождается кродха, гнев. Возникая в сердце, гнев проявляется через другие органы чувств: глаза, руки и ноги. У разъярённого человека наливаются кровью глаза, иногда он сжимает кулаки или топает ногами. Подобные проявления принципа Рудры свидетельствуют о присутствии Рудры в этих частях человеческого тела. Когда человек приходит в ярость, у него учащается дыхание — так проявляет себя Рудра, находящийся в жизненном воздухе, или дыхании человека. Принцип Рудры проявляется и тогда, когда небо затягивают свинцовые тучи, гремит гром и дует ураганный ветер. Когда на море поднимается шторм, в разбушевавшейся водной стихии также проглядывают грозные черты Рудры, наводящего ужас на простых смертных. Присутствие Рудры можно ощутить в бушующем огне и в потоках воды, которые заливают землю во время наводнений.
На земле есть немало живых существ, воплощающих в себе принцип Рудры. Его неизменными представителями являются змея, тигр и лев. В нестерпимую жару под палящим солнцем человек может получить тепловой удар, а в лютые морозы, которые посылает на землю луна, люди иногда падают в обморок.
Безгранично могущественный Рудра, тело которого было сине-красного цвета, произвёл на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точь-в-точь похожи на него внешностью, силой и неистовым нравом.
Собравшись вместе, бесчисленные потомки Рудры, его сыновья и внуки, попытались проглотить вселенную. Увидев это, Брахма, отец всех живых существ, не на шутку встревожился.
Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: "Тебе не следует больше производить на свет подобных существ. Извергая из глаз языки пламени, они стали опустошать всё вокруг и даже осмелились напасть на меня. Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам. Это принесёт благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого".
Получив от Брахмы это приказание, Рудра обошёл вокруг своего отца, повелителя Вед выразив своё согласие, Рудра отправился в лес и стал совершать суровые аскезы.
История догмата иконопочитания. Раннехристианские изображения
Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский симво ...
Шесть систем Ведической философии. Основные школы
философской мысли
Слово веда означает "знание". В современном мире мы используем термин "наука" для обозначения авторитетного знания, на котором базируется человеческий прогресс. Для античных людей Бхаратаварши (Великой Индии) слово вед ...
Шиизм
Если такое направление ислама как суннизм, несмотря на наличие в нем подразделений, все же представляет собой определенную целостность (различия между его подразделениями, как правило, касаются лишь деталей), то другое направление - шиизм ...