ШиизмСтраница 1
Если такое направление ислама как суннизм, несмотря на наличие в нем подразделений, все же представляет собой определенную целостность (различия между его подразделениями, как правило, касаются лишь деталей), то другое направление - шиизм - весьма разнородно по своему составу, объединяя течения и секты, порой весьма сильно различающиеся между собой по вероучению.
Основным стержнем, объединяющим все шиитские группы, является признание двоюродного брата и зятя Мухаммеда - Али ибн Аби Талиба, а также его потомков единственными законными наследниками пророка.
Шиитское направление образовалось вскоре после смерти Мухаммеда, когда одна из групп его последователей выступила против избрания в качестве первого халифа тестя пророка Абу Бакра, считая, что законным преемником должен стать Али. Эта группа получила название “аш-шиа” (араб. “приверженцы”, “партия”), откуда и происходит сам термин “шииты”.
Шииты считают трех первых халифов (Абу Бакра, Омара и Османа) узурпаторами, отстранившими законного наследника от власти. Али же, который для суннитов просто один из пользующихся особым уважением первых четырех халифов, для шиитов означает гораздо большее. Он рассматривается ими как непосредственный наследник власти, оставленной Мухаммедом в силу кончины, преемник унаследованной от Мухаммеда способности общаться с Аллахом, носитель священной благодати. Позже некоторые “крайние” шиитские секты довели почитание Али до обожествления.
Вообще для шиитов весьма характерно представление, что должность имама является наследуемой, а не выборной (как это имеет место у суннитов, которые, кстати, чаще называют своего руководителя не имамом, а халифом). Они считают, что в пределах рода Алидов (потомков Али) происходит передача божественной благодати от умершего имама к наследнику, вступающему на эту должность.
Шииты отличаются от суннитов и тем, что не признают священное предание в том объеме, в каком его признают сунниты.
Для подавляющего большинства шиитов характерно следование принципу “такия”, или “такыя” (араб. “осторожность”), под которым подразумевается допустимость в случае опасности скрывать свою истинную веру.
Весьма своеобразен и бытующий среди основной массы шиитов институт временных жен, позволяющий заключать брак на определенное время (“муту”).
Из-за разногласий о дальнейшем наследовании имамата шииты уже в середине VIII в. распались на две враждующие между собой группы. Шестой шиитский имам Джафар ас-Садик, не посчитав своего старшего сына Исмаила до-стойным занять после его смерти должность имама, назначил наследником другого сына - Мусу аль-Казима. Большинство шиитов признало это назначение, однако меньшинство все же продолжало считать легитимным наследником имамата Исмаила, а когда последний умер объявило имамом его сына Мухаммеда ибн Исмаила.
Большинство, признавшее имамом Мусу, в дальнейшем образовало “умеренную” ветвь шиитов. Основная часть этой ветви получила впоследствии название имамитов, или “аль-иснаашария”. Последний термин в переводе с арабского означает “двунадесятники”, что отражает факт признания имамитами двенадцати имамов.
Для шиитов-имамитов очень характерна вера в “скрытого” имама. Считается, что последний, двенадцатый имам малолетний Мухаммед, исчезнувший при таинственных обстоятельствах, не погиб, а скрылся, и должен через какое-то время вернуться в качестве мессии и установить справедливость на земле.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Одно из приоритетных направлений Церкви это воспитание молодежи. Цель воспитания - дать сердцу человека правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священном ...
Оправдание в свете Нового Завета
Все библейское учение основано на том, что Бог прощает и не отвергает верующих грешников. Приведем несколько примеров из Св. Писания:
"Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит ...
Трудности в работе с командой
В своей книге «Пастор, воспитывающий учеников», Билл Халл пишет: «Множество препятствий возникает на пути наставничества. В теории воспитание учеников популярно, ведь на выходе ожидается качественный продукт, славящий Бога. На деле же тут ...