ЗаключениеСтраница 1
«Язычество в системе мировоззрения человека»- тема многослойная, сложная. В попытке объяснить непонятные для древнего человека явления природы, появились божества. Некоторые из них были заимствованы из других народов, другие были сугубо славянские. Божества, возникшие в определённых условиях, со временем могут обрастать новыми функциями, место их в пантеоне может меняться. В ходе исследования я рассматривала лишь некоторые из славянских божеств, не останавливаясь на второстепенных божествах, чьи функции до сих пор точно не исследованы.
Культ Перуна до X в. не занимал центрального места, но при военных походах его значение резко возрастает. По моему мнению, Перун был богом князей и воинов, обычные земледельцы больше почитали Велеса и остальных богов. Перун символизировал верховную власть князя. Простой народ больше верил в Мокошь, Ладу, Ярило, Велеса и т.д.
Велес был покровителем скота, бог богатства, торговцев, везения, счастья. Также он был владыка мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелитель мертвых. Если святилище Перуна находилось на высоких местах, то Велеса - в низинах.
Почитание высшего женского божества не было хронологически замкнутой стадией. Начинаясь где-то в незапамятные времена, этот культ великой богини постепенно приобретает черты культа земли, земного плодородия и в этом виде живет на протяжении тысячелетий, сосуществуя и с культом Зевса, и с митраизмом, и с христианством.
Макошь - верховное женское божество, попавшее в великокняжеский пантеон. Она богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы. Ее образ запечатлен на лицевой части Збручского идола. Лада-общеславянское божество с функциями богини растительного плодородия и богиня брака. Принятие христианства не уничтожило культ языческих божеств, произошло наслаивание функций божеств на новую веру.
Древний человек верил, что вокруг него живут злые силы. Он пытался защититься от них, соблюдая определенные ритуалы, выполняя необходимые действия. Особенно серьезно подходили к защите своего дома. Тщательно выбирали место, материал для строительства и выполняли многочисленные ритуалы, призванные защитить жилище от злых сил. Человек старался всячески обезопасить свой дом от злых сил, рисуя защитные символы, исполняя определенные ритуалы и т.д. Некоторые из ритуалов перешли и в наше время.
Большую роль играли второстепенные божества, которые жили рядом с человеком, такие как домовой, овинник, банник и другие. Культ «малых» божеств не исчез с приходом христианства. Поверья сохранились по двум причинам. Во-первых, почитание «малых» божеств было менее явным, чем культ богов неба, земли и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во-вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты, продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая себе благополучие и безопасность.
В ходе исследования я решила поставленные задачи и пришла к выводу, что язычество имело несравнимое значение в жизни человека. Явления природы и окружающего мира были понятны и объяснены с точки зрения религии. Человек в течение всего трудового дня неоднократно обращался за помощью к богам и выполнял необходимые ритуалы. Некоторые из ежедневных ритуалов и традиции продолжают свое существование и в наше время.
[1] Ибн-Фадлан, Ахмед. «Записки» о путешествии на Волге.(Электр.ист.)/ Ахмед Ибн-Фадлан.-http//www.hist.msu.ru/ER/ttext/fadlan.htm.
[2]Токарев,С.А. Религия в истории народов мира/С.А.Токарев.-М.:1965.-С.226.
[3] Лихачев,Д.С. Великое наследие. Классическое произведение литературы Древней Руси/Д.С. Лихачев.-М.: 1975.-С.-132.
[4]Культуры полей погребении (Эл источ.)./ http://www.celtica.ru/content/view/174/
[5] Икошенков,В.С.Опыт русской истории//Икошенков В.С.Сочинения.Т.2.Кн.2.К.:1908.С.554-559.
[6] Глинка,Г.Древняя религия славян/Г.Глинка.-Саратов:1993.
[7] Карамзин Н.М. История государства Российского//Карамзин Н.М.В 4т. Т.1.Кн.1.М.:1988
[8] Сахаров,И.П. Сказания русского народа/И.П.Сахаров.-М.:Советская Россия,1990.
[9] Котляровский А.А.О погребальных обычаях языческих славян//Котляровский А.А.Сочинения.В 3 т.Т.3.СПб.:1891.
[10] Фаминцын,А.С. Скоморохи на Руси/А.С.Фаминцын.-СПб.:Алетея,1995.
[11] Фаминцын,А.С. Божества древних славян/А.С,Фаминцын.- СПб.:Алетея,1995
[12] Афанасьев,А.Н. Народные русские легенды/А.Н.Афанасьев.-Новосибирск:1990.
Веданта
Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составлют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма–сутры Бадаряны.
Исторически первой школ ...
“Новые религии”
В XIX и особенно XX вв. возник ряд новых вероисповеданий, в большинстве случаев синтезировавших положения существова-вших до этого религиозных учений. Одной из таких основанных в XIX в. “новых религий”, как их позже стали называть, был ба ...
Хронология Корана и её специфика
С давних пор исследователей Корана занимают вопросы хронологии и контекстной терминологии. В мусульманском мире также предпринимались попытки разложить суры Корана в логичной последовательности. Одну из таких попыток предпринял толковател ...