Религия и государствоСтраница 3
Столь тесная связь нынешней американской политики с религией неизбежно вызывает резкую критику в либеральных кругах. Поскольку граница между личной верой и общественным ее выражением всегда расплывчата, споры о том, где именно должна проходить эта самая граница, ведутся пристрастно и ожесточенно. Так, влиятельный обозреватель Фрэнк Рич, который часто выступает возмутителем спокойствия, только что напечатал главную статью о засилии религии в политике. Рид пишет: «Америка переживает сегодня настоящий приступ духовного маккартизма. В этой атмосфере нынешняя президентская кампания превращается в охоту на ведьм. От кандидатов, если они не хотят прослыть безбожниками и провалиться на выборах, ждут не дельной программы, а показного благочестия и религиозного пыла».
Что-то в этом есть. Во всяком случае, после того, как Ховарда Дина уличили в том, что он ведет свою кампанию, не вспоминая о Боге, вермонтский губернатор стал делиться с избирателями своими религиозными переживаниями. Предмет этот, однако, рискованный, и Дин сделал опасную ошибку. Рассказывая избирателям о роли ежедневной молитвы в его жизни, он на свою беду добавил, что больше всего в Новом Завете любит «Книгу Иова». Беда в том, что Иов, как хорошо знают крепко подкованные в Библии американцы, - персонажи не Нового, а Ветхого завета. Может быть, об этой неловкой промашке вспомнили избиратели штата Айова, где лидировавший до тех пор кандидат от демократов неожиданно оказался только на третьем месте.
Когда полемика о роли религии в сегодняшней политике достигает, как это сейчас бывает, истерического накала, в прессе звучат трезвые голоса. Они призывают вспомнить, что вера в Бога всегда играла решающую роль в американской истории: in God we trust. Действительно, все судьбоносные перемены в стране проходили под эгидой религии – от образования колоний пуританами до революции, от освобождения рабов до борьбы за гражданские права под руководством священника Мартина Лютера Кинга, чей день рождения стал национальным праздником.
В самые последние годы в США религия поставлена на службу политике в неприкрытой и, пожалуй, небывалой за всю историю этой стране форме. Было бы, разумеется, слишком утверждать, что Соединенные Штаны на пути к превращению в теократию, хотя фундаменталисты хлопочут именно об этом. Пока они, фундаменталисты, зовущие верить не только духу, но и букве Библии, занимают самый правый фланг в конгломерате вероисповеданий, существующих в США. Всему этому можно было бы не придавать большого значения, если бы фундаменталисты не поддерживались нынешней администрацией. В общем, современную политическую обстановку в США трудно понять без учета фактора религии.
Различия среди реформаторов по поводу оправдания
Вадиан и Цвингли не защищали доктрину оправдания трудами, т. е. что спасения можно добиться нравственными человеческими достижениями. Однако эти реформаторы предпочитали делать ударение на нравственных последствиях Писания, что приводило ...
Раввинистическая Эпоха
Эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся и поныне, именуется раввинистической. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII - XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврей ...
Численный и национальный состав приверженцев
В каждой из 68 епархий насчитывается по несколько десятков человек, иногда 1–2 сотни приверженцев.
В большинстве – русские, но есть и представители других национальностей, в южных епархиях: армяне, грузины, греки. ...