Религия и государствоСтраница 2
Возможно, эти явные несоответствия разрешить никогда не удастся. По сути дела, они рождены натяжкой, заложенной в самой Первой поправке, где сказано, что Конгресс не имеет права утверждать какую-либо религию в качестве государственной или же вмешиваться в религиозные дела. И одна из самых деликатных задач, стоящих перед официальными лицами в США, заключается в том, что они в равной мере должны избегать и утверждения, и ущемления какой-либо религии.
Религия и политика.
Наиболее противоречивое проявление религиозности в сегодняшних Соединенных Штатах - роль религии в политике. В последние десятилетия некоторые американцы приходят к убеждению, что принцип отделения церкви от государства сегодня все чаще используется против религии. Религиозные консерваторы и фундаменталисты соединили свои силы и образовали влиятельное политическое движение Христианских правых. Среди целей, преследуемых движением - в надежде на изменение законодательств штатов или же путем внесения поправки в Конституцию - отмена решений Верховного суда, запрещающего отправление молитв в государственных школах. Ральф Рид, отставной исполнительный директор Христианской коалиции, считает, что треть делегатов Республиканского Конвента 1996 г. принадлежали к его христианской секте или таким же малым группам внутри христианства, что указывает на растущее влияние политиков от религии.
Религия занимает в Америке большее место в жизни и политике потому, что многие предки современных американцев бежали на этот континент от религиозных преследований дома. Они покидали родные места, бросали насиженное гнездо потому, что свобода совести была для них дороже земных благ. И эта традиция жива до сих пор. Америка в целом – религиозная страна и большинство избирателей – верующие. Они хотят видеть в Белом доме политика, похожего на них, который каким-то образом связан с религией Даже в 1960 г. некоторые американцы голосовали против кандидата в президенты Джона Ф. Кеннеди на том основании, что он католик и, став президентом, будет проводить «папистский курс». Кеннеди напрямую отверг эти инсинуации, торжественно поклявшись, что он будет Американским президентом, и его избрание на этот пост в значительной мере способствовало тому, что антикатолические настроения пошли в США на спад.
Алексис де Токвиль наиболее проницательный из заграничных поклонников Америки видит секрет ее успеха в формуле: верующий народ, в безусловно, светском, секулярном государстве. Иначе и не может быть в стране, основанной сектантами, религиозными диссидентами. Ведь Америка только тогда и стала Новым светом, когда соблазнила старый главной из своих свобод: искать себе Бога по душе. 19 из 20 американцев считают себя верующими людьми. Это значит, что подавляющему большинству избирателей далеко не безразличны религиозные убеждения их президента, тем более отсутствие таковых. При этом американцы в целом лишены конфессиональной ограниченности: Новый свет, в отличие от старого никогда не знал ни религиозных войн, ни государственной религии. Америка страна тысячи вер всегда была плодотворной нивой для религиозного творчества. Ни семейная или этническая традиция, а свободный поиск определяет духовную жизнь американцев. Ни в одной стране мира нет политических лидеров, которые так бы часто меняли свою конфессиональную принадлежность. Скажем, Буш, родился в епископальной семье, был воспитан в пресвитерианской церкви, но сейчас посещает службу методистов. Отец генерала Кларка, кандидата от демократов, был евреем. Мальчиком, будущий командующий НАТО был методистом, в юности стал баптистом, затем обратился в католичество, сейчас ходит в методистскую церковь. Другой претендент – Ховард Дин – крещен по католическому обряду, вырос в лоне епископальной церкви, которую покинул ради конгрегационалистов. Кстати, дети Дина называют себя иудеями. Эту, так сказать, религиозную пестроту объясняет простой факт: американцы склонны считать любые конфессиональные различия временными. Для всех людей доброй воли Бог один. Поэтому в Америке легче встретить догматизм в религии, чем в политике.
Такой интуитивный экуменизм приводит к тому, что американским избирателям в сущности неважно, как верит их президент, лишь бы в его жизни было место Богу. Баланс между светской властью и глубоко верующим народом требует постоянного политического маневрирования. Для нынешнего президента обращение к Богу – непременная часть политической риторики. Буш глубоко и искренне верит в Бога, который спас его в трудные годы (в 40 лет религия помогла будущему президенту покончить с алкоголем). Буш не думает, а знает, что Бог есть, что вера делает людей сильнее, а мир лучше.
Составление, изучение и
переводы Корана. Собирание
и составление Корана
Из учений и взглядов, возникших в период пророческих движений, имевших место в Аравии в первой половине VII века, до нас в наибольшей мере дошли лишь те, что проповедовались ханифами - мусульманами в Мекке и Медине. Они получили отражение ...
Ватикан между культурой и политикой.
Культура современного мира трактуется церковью крайне пессимистически. Настойчиво создается и внедряется в массовое сознание апокалипсическое видение современного мира и его культуры. Начиная с нагнетания «ужасов» современной цивилизации ...
Диалектика мифа
Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фактический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории п ...