Религия и государствоСтраница 1
Интерпретация первой поправки.Одни из первых поселений на территории Америки, которые и стали колыбелью Северо-Американских колоний, были основаны английскими пуританами -кальвинистами, чувствовавшими себя аутсайдерами в родной стране, где господствовала англиканская церковь. Пуритане осели в Массачусетсе. Их община росла и процветала. Они пришли к выводу, что это - знак богоугодности их деяний, и тем, кто не разделяет соответствующе религиозные представления, не место среди поселенцев.
Когда руководители колонии изгнали одного из поселенцев - Роджера Уильямса, несогласного с местными священниками, он создал еще одну колонию, позже ставшую штатом Род-Айленд, - колонию, где все пользовались полной свободой вероисповедания. Еще два штата первоначально возникли как своего рода земной рай для тех, кто ранее преследовался за свои религиозные убеждения: Мериленд стал убежищем для католиков, в Пенсильвании же селились лица, принадлежащие к так называемому «Обществу друзей» (квакеры), - протестантской общине, члены которой исповедовали идеалы праведной жизни и придерживались пацифистских взглядов.
Даже после принятия в 1787 г. Конституции, а в 1791 г. - Билля о правах (содержащего Первую поправку), в ряде штатов протестантское вероисповедание имело статус наибольшего благоприятствования. Так, например, Массачусетс лишь в 1833 г. пошел на то, чтобы разорвать последние связи между церковью и государством. (В существующем виде действие Первой поправки распространяется лишь на федеральное правительство и не затрагивает местное законодательство штатов. Четырнадцатая поправка, утвержденная в 1868 г., запрещает штатам «лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры». Истолкование данного положения подразумевает, что штаты должны обеспечивать охрану соответствующих прав, включая свободу совести, гарантированные Биллем о правах.)
В XX веке отношения между церковью и государством вступили в новую фазу конфликта, полем которого стало противоречие между гражданским долгом и индивидуальным вероисповеданием. Основополагающие принципы подхода к этому конфликту были сформулированы в ряде постановлений Верховного суда.
Пожалуй, наиболее показательным процессом такого рода было судебное разбирательство, в ходе которого тяжущимися сторонами выступали Департамент образования штата Западная Вирджиния и м-р Барнетт (1943 г.). Поводом для тяжбы послужил отказ нескольких членов религиозной общины «Свидетели Иеговы» салютовать американскому флагу в течение учебного дня, как того требовал закон штата. Так как их вероисповедание запрещало подобную демонстрацию лояльности, «Свидетели Иеговы» утверждали, что это задевает их религиозные чувства. Тремя годами раньше Верховный суд выступил в защиту почти аналогичного закона, и это решение вызвало критику с многих сторон. Разбирая дело 1943 г., суд фактически аннулировал свое предшествующее решение, основываясь на сей раз на другом положении, сформулированном в Первой поправке и гарантирующем свободу слова. Салютование флагу было расценено в качестве одной из форм высказывания, и тем самым штат не мог принуждать своих граждан к отправлению этой церемонии.
С тех пор Верховный суд, побуждаемый рядом религиозных групп, отменил еще несколько законов. Однако при этом продолжает проводиться разграничение между личным исповеданием веры и действиями, задевающими интересы других лиц. Так, в XIX веке многие члены «Церкви Иисуса Христа святых последнего дня» (мормоны) присуждались к тюремному заключению по обвинению в полигамии (и как следствие этого, отказались от доктринального оправдания полигамии). Более свежий пример - осуждение родителей по обвинению в преступной халатности за отказ оказать медицинскую помощь своим детям в ситуации, связанной с угрозой для жизни последних, хотя религиозные убеждения родителей предполагали неприятие любого врачебного вмешательства, ибо исцеление дается верой.
Еще на заре своей истории американцы отказались от господствовавшей во многих странах Европы и являющейся причиной их отчуждения друг от друга концепции государственной религии или религии, получающей приоритетную поддержку государства. Отделение церкви от государства было законодательно закреплено Первой поправкой к Конституции США, которой предусматривалось, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной .»
Первая поправка сформулирована совершенно ясно, однако порой даже для специалистов по конституционному законодательству США весьма сложно провести разграничительную линию между правительством и религией в Соединенных Штатах. Учащиеся государственных школ в течение учебного дня не могут отправлять молитву на глазах у окружающих, однако сессии Конгресса США каждый раз открываются молитвой, читаемой священником. Городские власти не могут помещать изображения ясель с Младенцем на общественных зданиях, однако лозунг «Мы веруем в Бога» присутствует на дензнаках США, а средства, пожертвованные религиозным организациям, освобождаются от уплаты с них подоходного налога. Студенты церковных колледжей могут брать государственные ссуды для оплаты своего образования, однако их младшие братья и сестры не могут получать от государства деньги на посещение начальных и средних религиозных школ.
Государственно-правовое регулирование религиозных
процессов
Система государственно-правового регулирования религиозных процессов в республике пока еще находится в стадии формирования.
За прошедшее с 1992 года время, когда был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозн ...
Поклонение деревьям
Растения всегда играли в жизни человека немаловажную роль. Древнего человека окружали страхи перед мощью дикой природы и боязнь остаться без урожая.
Первые страхи рождены богатой фантазией: большая часть суши была покрыта таинственными, ...
Вероучение и обряд Ассирийской Церкви Востока. Краткая
характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство храма
Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах ...