Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий. Изменение религиозного состава населения мира за два последних
тысячелетияСтраница 1
Религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта вызывается комплексом причин довольно различного характера: миссионерской деятельностью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения к деторождению, абортам, безбрачию и т. п.), религиозными гонениями и др.
Не имея возможности в рамках данной книги проследить все изменения, происшедшие в религиозном составе населения мира, мы остановимся здесь лишь на самых важнейших этапах трансформации религиозной структуры за последние две тысячи лет.
К моменту Рождества Христова в стране, где родился Иисус Христос, -Палестине - прочно утвердился иудаизм, строго следовавший к тому времени монотеистическим принципам. В расположенной по соседству с Палестиной Сирии, а также в Двуречье, Малой Азии, на Кипре, в странах Северной Африки, Греции и некоторых других областях, входивших в то время в состав Римской империи, были распространены различные, достаточно высокоразвитые и структурированные политеистические религии, причем некоторые из них претендовали на выход за пределы территории, где они возникли. В Персии и районах, примыкающих к ней на востоке (теперешний Афганистан), а также в Средней Азии и восточном Закавказье преобладал зороастризм. В Южной Азии (включая остров Шри-Ланку) больших успехов достигла в эти годы возникшая в VI - V вв. до Р. Хр. религия - буддизм, сильно потеснившая господствовавший здесь ранее брахманизм, который, кстати, к тому времени, в свою очередь, проник в некоторые районы Юго-Восточной Азии. В крупнейшей стране Восточной Азии - Китае в ту эпоху были распространены довольно развитые верования, в которых важное место занимал культ предков. Во всех остальных районах Евразии и Африки, а также в Америке, Австралии и Океании - в областях, где еще существовал родоплеменной строй, - продолжали исповедоваться различные местные родоплеменные культы.
Уже вскоре после мученической смерти Иисуса Христа начала делать свои первые шаги великая религия современности - христианство. Если в первые дни после смерти Христа его последователями были лишь 4 тыс. человек, то через три года христиан, как позже стали называть сторонников новой религии, насчитывалось уже 800 тыс. человек1. Учение Христа начало свой триумфальный марш по миру, о котором подробнее сказано в главе I -“Христианство”.
Однако на первых порах успехи новой религии были не столь внушительными. Через 100 лет после Рождества Христова христианство исповедовало 0,6 % населения мира (причем 70 % из них были неевропейцами и только 30 % - европейцами).
Через 500 лет после Рождества Христова религиозная картина претерпела существенные изменения. Во многих районах, недавно входивших в состав Западной Римской империи и завоеванных германцами (бывшие провинции Италия, Испания, Галлия, Британия и др.), широко распространилось христианство. Его приняли также многие оставшиеся на территории Германии германские племена, жители Ирландии. Христианство заняло господствующие позиции на всей территории Восточной Римской империи (Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет и ряд других областей), где в 380 г. оно было объявлено государственной религией. Еще ранее христианство стало государственной религией в Армении (в 301 г.) и Грузии (в Картлийском царстве - в 337 г.). Но и в некоторых из тех районов, где у власти стояли нехристианские правители (например, в Двуречье, входившем тогда в состав Персидской империи, на Малабарском берегу в Индии), христиане составляли значительную часть населения, хотя и подвергались преследованиям. Серьезные позиции новая религия завоевала в африканском государстве Аксум (на современной территории Эфиопии и Эритреи).
Древнегреческое свободомыслие и атеизм.
Древнегреческий атеизм,
возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский последователь Лукреций, дающие немало ...
Введение.
Город-государство Ватикан - самостоятельное государство и центр римско-католической церкви, резиденция Папы Римского.
Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - Папа Римский. С 1978 года папой римским являлся Иоан ...
ІV век
Для историка-литургиста обстановка резко улучшается с середины следующего, IV, века. Это обстоятельство объясняется очень ценными и авторитетными свидетельствами таких крупных церковных писателей, как святой Кирилл Иерусалимский и святой ...