Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий. Изменение религиозного состава населения мира за два последних
тысячелетияСтраница 3
Еще более драматичная ситуация сложилась для христианства в преддверии его тысячелетнего юбилея в Азии и Африке. После возникновения на Аравийском полуострове новой религии - ислама и последовавших за этим мусульманских завоеваний христианство было в значительной мере вытеснено из большинства стран Ближнего Востока. Лишь в Малой Азии (Византии), на Кипре, в Армении, а также в отдельных очагах Леванта, Месопотамии и Египта христианству удалось сохраниться.
Ислам распространился также в Персии, восточном Закавказье, на современной территории Афганистана и в Средней Азии, вытеснив оттуда зороастризм (а из Средней Азии - и буддизм). Проник ислам и в ряд районов Южной Азии, хотя на большей части Индостана к началу II тысячелетия восстановил свое положение реформированный брахманизм - индуизм. Вытеснение с Индостана буддизм в какой-то мере компенсировал закреплением своих позиций в Индокитае. Эта религия продолжала господствовать на острове Шри-Ланка, сохранила свое влияние (вместе с индуизмом) на Малайском архипелаге.
В Китае после трансформации конфуцианства в VI в. в религию складывается система трех религий (“саньцзяо”): конфуцианства, буддизма и даосизма. В Корее проникшая конфуцианская религия соперничает с ранее появившимся здесь буддизмом и местными шаманистскими верованиями. В Японии буддийская религия, занесенная из Китая и Кореи, со временем тесно переплетается с функционирующей там синтоистской системой. В Центральной Азии буддизм становится господствующей религией на современной территории Синьцзяна и приобретает большое влияние в Тибете.
В Африке ислам, завоевав преобладающее положение в северной части континента, стал проникать с IX в. и в более южные области, а именно в Западный Судан и Нубию. Однако в последней он встретил довольно стойкое сопротивление со стороны проникшего в VI в. в эту страну христианства. Но если в Нубии христианство все же было со временем почти вытеснено исламом, то в Эфиопии противостояние исламу было еще более сильным, и христианство сохранило там (в Аксумском царстве) достигнутое еще в VI в. положение государственной религии.
В остальных регионах земного шара в 1000 г., как и ранее, бытовали за редким исключением родоплеменные верования.
В результате стремительного распространения ислама доля христиан в общем населении мира немного снизилась, упав до 19 %. В то же время христианство превратилось в преимущественно европейскую религию: европейцы стали составлять 61 % всех христиан.
К 1500 г. христианство в Европе охватило и те территории, которые оставались к 1100 г. нехристианскими, в частности страны Прибалтики. Оно распространилось и среди ряда народов, которые вошли в состав Русского государства (карелов, коми, коми-пермяков и др.). В XI - XV вв. вслед за реконкистой шла постепенная рехристианизация населения Пиренейского полуострова. Вместе с тем исламу удалось взять частичный “реванш” за потерю своих сторонников на юго-западе Европы, внедрившись в XIV - XV вв. после турецкого завоевания на юго-восток Европы - в некоторые страны Балканского полуострова. После татаро-монгольского нашествия усилились позиции ислама в Поволжье и на Кавказе (на последнем также вследствие турецких завоеваний).
Апостол Павел и оправдание. Павел в историческом контексте. Павел иудей
Для того чтобы понять, как мыслил ап. Павел, нам необходимо проанализировать исторический контекст, под влиянием которого сформировались его взгляды. Как отмечает Лэдд, такая задача сложна, так как Павел принадлежал к трем мирам: иудейско ...
Вывод
Проблема авторства книги пророка Исаии, такая существенная для науки библеистики, не должна давать нам повод, как верующим людям, для сомнений по поводу ее богодухновенности. К какому бы выводу не пришли ученые по поводу количества авторо ...
Сексуальная революция в российской школе
Стараться нужно не о том, чтобы сделать детей богатыми, но и о том, чтобы сделать их благочестивыми владыками своих страстей, богатыми в добродетелях.
Иоанн Златоуст
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том чис ...