ВаджраянаСтраница 1
Как отмечалось выше, ваджраяну рассматривают либо как самостоятельное, третье направление буддизма, либо как течение внутри махаяны.
Ваджраяна (санскр. “алмазная колесница”) отпочковалась от махаяны в VIII или IX в. по Р. Хр. По своим догматическим положениям она осталась близкой махаяне, однако в ней верующему обещана возможность спасения в течение одной жизни.
Культовая практика ваджраяны очень специфична. В частности, в ней большое значение придается магическим заклинаниям, с помощью которых, как считают адепты этого направления, можно мгновенно достичь нирваны. Важное место в ваджраяне занимает и практика медитаций.
Ваджраяна подразделяется на несколько сект. Бóльшая часть их возникла в Тибете. Поскольку в сектах тибетского происхождения особое развитие получила такая черта, как почитание духовного наставника - ламы, то эту ветвь ваджраяны нередко называют ламаизмом (впрочем, с 1960-х годов данный термин стал постепенно выходить из употребления).
В настоящее время существуют следующие четыре основные “ламаистские” секты: Ньингмапа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Гелугпа.
Старейшая из них - Ньингмапа (тиб. “старая школа”). Хотя ее истоки традиционно возводят к VIII в. и связывают с миссионерской деятельностью проповедников Падмасамбхавы и Шантаракшиты, до XII в. об этой секте нет почти никаких свидетельств. В вероучение Ньингмапы вошло немало элементов древней тибетской религии - бон. В качестве верховного будды признается будда Самантабхадра (а не Адибудда, как в других сектах). Большим почитанием пользуется и Падмасамбхава, который выступает как в божественных, так и в демонических формах. Учение Ньингмапы подразделено на 9 “колесниц”, из которых 5 последних представляют собой эзотерические учения о спасении. Наряду с выполняющими культовые действия специально подготовленными священнослужителями немалую роль в Ньингмапе играют и йоги.
По цвету головных уборов священнослужителей Ньингмапы эту секту иногда называют красношапочной (как, впрочем, и некоторые другие близкие к ней секты).
В настоящее время Ньингмапа распространена (вместе с иными “ламаистскими” сектами и другими религиями) в Непале, индийском штате Сикким, в области Чамдо в Тибете и на западе китайской провинции Сычуань. Она распадается на ряд подсект.
Если Ньингмаму порой называют примитивной и нереформированной сектой, то секту Кагьюдпа (тиб “следующие друг за другом наставления”), основанную в XI в., религиеведы определяют как полуреформированную. Кагьюдпа сформировалась в результате деятельности монаха и переводчика Марпы, его ученика поэта Миларепы и ученика последнего Гампопы. Догматика этой секты по сравнению с учением Ньингмапы достаточно тщательно разработана. Нирвана понимается как пустота. Дисциплина в секте не отличается особой строгостью, в частности ее монахам (как и монахам Ньингмапы) разрешено вступать в брак. Вместе с тем в секте придается большое значение аскетизму и медитациям, которые здесь весьма продолжительны.
Кагьюдпа включает две главные подсекты, основанные в XII в.: Кармапа и Дугпа. Кармапа распадается на два еще более дробных подразделения, называемых по цвету носимых монахами головных уборов красношапочным и черношапочным. Дугпа также неоднородна и имеет три уровня: высший, идентичный “материнской” секте Кагьюдпа, низший, близкий к примитивному колдовству, и средний, занимающий промежуточное положение. Как и одну из ветвей Кармапы, Дугпу иногда называют черношапочной.
Дугпа распространена в Бутане, где она занимает господствующие позиции, и в области Ладакх в Кашмире, Кармапа - в Тибете (включая Чамдо), Непале и индийском штате Сикким. Сравнительно недавно руководство Кармапы организовало ряд центров в Великобритании, Франции и Северной Америке.
Еще одной полуреформированной “ламаистской” сектой (наряду с Кагьюдпой) является Сакьяпа, вышедшая из недр Ньингмапы во второй половине XI в. Свое название секта получила от организованного ее основателем Кончогом Гьялпо монастыря в юго-западном Тибете. Доктрина Сакьяпы известна под названием “Путь и плод” и заключается в том, что цель пути достигается в ходе его прохождения. Нирвана в секте рассматривается как пустота разума. Сакьяпа возглавляется потомками ее основателя по мужской линии.
Проблема деструктивных культов
Проблема деструктивных культов приобретает все большее значение в современном обществе. Наряду с этим данная проблема практически не освещена печатью и СМИ. Столкнувшись с бедой, люди часто паникуют, подчас не понимая, что происходит с их ...
Евангельские Христиане в России до Революции.
Баптизм (от греческого "окунаю", "крещу в воде") основан на протестантской теологии, включившей в себя основополагающие идеи М. Лютера и Ж. Кальвина. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (преимуще ...
Признаки тоталитарной секты
Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект:
1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно иск ...