ВаджраянаСтраница 2
Секта распространена в Тибете, однако ее последователи составляют там относительно небольшое меньшинство населения. Как и Ньингмапа и Кагьюдпа, Сакьяпа подразделяется на подсекты.
Гораздо более популярна, чем все ранее рассмотренные “ламаистские” секты, и значительно более монолитна секта Гелугпа (санскр. “школа добродетели”), которую обычно называют реформированной. Она была создана в начале XV в. тибетским религиозным деятелем и проповедником Цзонхавой (Цзонгкхапой), который, принадлежа к секте Сакьяпа, решил развить идеи, содержавшиеся в созданной в XI в. секте Кадампа, которая заявила о своей борьбе за чистоту буддизма (позже Кадампа фактически растворилась в секте Гелугпа). Цзонхава стал настаивать на строгом соблюдении правил монашеской дисциплины, содержащихся в Виная-питаке (одной из трех частей Трипитаки).
От монахов потребовали соблюдать безбрачие, им запретили есть мясо, употреблять алкогольные напитки.
В секте подчеркивается ступенчатость (ранжированность) пути к просветлению. Первая ступень - когда человек думает о благах жизни и не заботится о своем спасении; вторая ступень - когда человек, отвергнув радости бытия, заботится только о своем спасении; третья ступень - когда человек заботится о спасении всех людей. Для Гелугпы весьма характерен культ “перерожденцев” (“живых богов”), а также учение о “добром друге” (в роли которого выступает учитель - лама).
В связи с тем, что монахи Гелугпы носят желтые головные уборы (в отличие от монахов других сект, которые носят красные или черные), эту секту часто называют желтошапочной.
Последователи Гелугпы составляют большинство населения в Тибете (тибетцы, мэньба, лоба). Кроме того, сторонники Гелугпы образуют часть населения других регионов Китая: автономного района Внутренняя Монголия (монголы), провинций Сычуань (тибетцы, цян), Цинхай (тибетцы, ту), Ганьсу (сары-уйгуры), Юньнань (наси, пуми), Синьцзян-Уйгурского автономного района (ойраты) и т. д. К этой “ламаистской” секте относится также подавляющее большинство населения Тувы, часть населения Бурятии и Калмыкии.
Высшими руководителями секты Гелугпа являются Далай-лама, который считается воплощением деятельного начала будды Амитабхи - бодхисаттвы Авалокитешвары, и Панчхен-эртни, который рассматривается как воплощение самого будды Амитабхи. Далай-лама, бывший до 1951 г. правителем Тибета, в 1959 г., после того как китайское коммунистическое руководство начало преследовать религию в этой стране, бежал в Индию.
Общая численность последователей всех “ламаистских” сект достигает 12,5 млн. человек. Определить число приверженцев отдельных конкретных сект очень трудно, так как никакого официального учета их не ведется. По нашей очень приблизительной оценке, подавляющее большинство ламаистов - около 10 млн. - относится к Гелугпе. Ньингмапа, вероятно, имеет около 1 млн. сторонников, Сакьяпа, Кармапа и Дугпа - примерно по 0,5 млн.
Особое место занимает в ваджраяне секта Сингон (яп. “истинное слово”), основанная в Японии в начале IX в. монахом Кукаем. Основатель секты разделил буддизм на десять ступеней, на высшей из которых, по его мнению, находится Сингон (направление тхеравады, например, в его схеме занимает только четвертую ступень). Для секты весьма характерен мистицизм. Высшая реалия, субстрат всего сущего персонифицируется во вселенском будде Вайрочане (Махавайрочане), будда же Шакьямуни рассматривается лишь как частичное выражение Вайрочаны. Большое значение в секте придается ритуалам, среди которых особенно характерны различные магические формулы (“мантры”) и специфические способы сплетения пальцев рук (“мудры”).
Численность в Японии сторонников секты Сингон достигает 7 млн. человек.
В целом последователи всех сект ваджраяны составляют 6 % общего числа буддистов.
Виды молитвы
Устная (словесная) молитва
.
Есть два типа устной молитвы:
1) Литургийная, или публичная, это молитва, которую выполняют священники и члены разных сообществ от имени и по поручению церкви.
2) Молитва частная. Когда молятся вместе разны ...
Падма
Поскольку лотос растет из донной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко используется в качестве символа духовного развития (от низшего — к высшему, от нечистого — к чистому). Кроме того, чакры обычно изобра ...
Культурный контекст постиндустриального общества. Изменение
роли и формы религии в эпоху постмодернизма и глобализации. Основные особенности проявления постмодернизма в
современной религиозной культ
Понятие "постмодернизм" (или "постмодерн") обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает "послесовременность". В русском языке поня ...