ШиизмСтраница 5
Помимо исмаилизма, на вероучение секты заметное влияние оказали христианство и доисламские древневосточные верования.
Ахл-и хакк не представляет собой целостности и скорее является не единой сектой, а рядом близких между собой конфессиональных групп, не имеющих общего вероучения, хотя и обладающих некоторыми сходными чертами.
В ахл-и хакк, как и в других “крайних” шиитских сектах, фактически обожествлен халиф Али. В то же время приверженцы секты считают, что существо Аллаха не может быть познано. Божество, согласно догмам ахл-и хакк, семь раз воплощалось в людях. Первым воплощением был творец мироздания Хавандагар, вторым - Али, третьим - шах Хошин, четвертым -султан Сохак и т. д. Сектанты ждут скорого пришествия “владыки времени”, который обновит мир.
В секте ахл-и хакк нет веры в загробную жизнь Вместе с тем сектанты верят в переселение душ, в связи с чем у них нет страха перед смертью.
Религиозные собрания в секте проводятся конспиративно и в ночное время. Они сопровождаются ритуальной трапезой и плясками. Совершаются также жертвоприношения и самоистязания.
В отличие от других мусульманских течений, в ахл-и хакк отвергаются многоженство и разводы.
В секте, как и у других шиитов, действует принцип “такия”, и сектанты выдают себя окружающим за имамитов. Скрываются ими от окружающих и священные книги.
В разных странах секта ахл-и хакк известна под различными наименованиями: в Турции ее сторонников называют алеви, или кызылбаши, в Иране - курд-бача и иными наименованиями, в Ираке - шаббаки и т. д.
Особое положение в шиизме занимает основанная в конце XIII - начале XIV в. в Малой Азии секта бекташи, которую часто определяют как своеобразный суфийский орден. Эпонимом секты является ее полулегендарный основатель - Хаджжи Бекташ Руми.
Вероучение бекташи в своей основе шиитское, однако в нем присутствуют также христианские и языческие элементы.
В секте почитают двенадцать шиитских имамов, и особенно первого имама - Али. Большим уважением пользуется и шестой имам - Джафар ас-Садик. Для многих сторонников секты характерна вера в троицу, в составе которой Аллах объединен с Мухаммедом и Али.
В Коране последователи секты бекташи усматривают скрытый смысл, понятный лишь посвященным в тайны мистического пути.
Секта заимствовала от христиан причащение хлебом и вином (добавив в качестве элемента причастия еще сыр). Раз в год практикуется также исповедь религиозному наставнику, который отпускает грехи. От членов секты требуется безбрачие.
Посвященные члены секты освобождены от выполнения правил шариата. Полностью отвергается “салят” - пятикратная мусульманская молитва. Пост в секте отличается от поста у других мусульман и приходится не на девятый месяц мусульманского лунного календаря - рамадан, а на первые десять дней первого месяца этого календаря - мухаррама.
Хотя в вероучении бекташи преобладают шиитские элементы, сектанты, живя в суннитской среде, в целях защиты от преследований подчеркивали свою близость к суннизму, указывая на якобы существовавшую духовную связь своего основателя со вторым суннитским халифом Абу Бакром.
По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму: к нему относится 16 % всех мусульман. Подавляющее большинство шиитов (около трех четвертей) являются имамитами. Что же касается других ветвей шиизма, то, по очень приблизительной оценке, исмаилитов насчитывается 20 млн., ахл-и хакк - 13 млн., зейдитов - 7 млн., нусайритов - около 2 млн., шейхитов - более 1 млн., друзов - 0,7 млн., нуктавитов - 0,4 млн., бекташи - свыше 0,2 млн.
Титулы Исы-ал-Масиха в Коране. Пророк или помазанный Духом Святым.
Иисус единственный, кто наделен прерогативами творить чудеса и воскрешать из мертвых [103]. Приведем места где говорится о том, что Бог наделил Иисуса Духом Святым:
1. “ .Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духо ...
Вопрос соавторства и sensus plenior
Второй спорный вопрос в герменевтике — это вопрос о "двойном авторстве". Ортодоксальный взгляд на Писание — соавторство; т.е. чтобы произвести богодухновенный текст, человек и Бог работали совместно (в соавторстве). Эта проблема ...
Павел I. Расцвет деятельности иезуитов.
В период правления Павла I положение католической церкви было как никогда прочным. Новому царю, исходя из его отношений с ма- терью, полагалось бы ненавидеть все ее начинания. Но именно при Павле «Обществу Иисуса» не приходилось беспокоит ...