ШиизмСтраница 2
Имамиты провозгласили божественность имамата и отвергают принцип выборности имама. Они полагают, что имам является носителем вечного божественного света, и верят в его непогрешимость.
Большое развитие у шиитов-имамитов получил культ мучеников. Особенно почитаются Али и его младший сын, третий шиитский имам Хусейн, к гробницам которых в городах Эн-Наджаф и Кербела на юге Ирака совершается паломничество.
Подобно суннизму, в шиизме (имамитского толка) имеются мазхабы. Их два - усули и ахбари. В усулитском мазхабе при решении правовых вопросов широко используется мнение законоведов, вынесенное с помощью кияса и идж-мы. В ахбаритском же мазхабе юридические проблемы решают, руководствуясь Ахбаром - шиитским священным преданием, основанным на авторитете Али и его сподвижников.
К имамитам довольна близка секта шейхитов, основанная в Иране в 20-х годах XIX в. шейхом Ахмадом ибн Зайном ад-дин ал-Ахсаи. Шейхиты скептически относятся к Ахбару. Имамы считаются у них ипостасями Бога, только через них можно постичь сущность божества. Шейхиты не верят в воскресение человеческого тела после смерти. Особым почитанием у них пользуется скрытый имам, который, как они считают, должен скоро вернутся в качестве махди. В 40-х годах XIX в. секта раскололась на старых шейхитов и новых шейхитов.
К “умеренной” ветви шиитов, достаточно близкой к суннитам (если не считать вопроса о наследовании имамата), относят, помимо имамитов и шейхитов, также зейдитов (зайдитов) - секту, обособившуюся от шиитов-имамитов в 30-х годах VIII в. Эта секта была основана сторонниками Зайда ибн Али, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира, политическая пассивность которого вызвала недовольство у части подданных. Зейдитам удалось создать ряд государственных образований во главе со своими имамами, последнее из которых - в Йемене - просуществовало до 1962 г.
По догматическим вопросам зейдиты занимают еще более умеренные позиции, чем имамиты, и в определенном смысле как бы занимают промежуточное положение между шиитами-имамитами и суннитами. Так, зейдиты, подобно суннитам, не верят в “скрытого” имама, не признают института временных жен и принципа “такия”.
В отношении наследования имамата зейдиты также заняли “срединную” позицию. Считая, как и имамиты, что имам должен быть из рода Али, зейдиты тем не менее отвергают божественность имамской власти и полагают, что имамы должны избираться. Признавая имама защитником веры, они в то же время не считают его первосвященником.
Есть в зейдизме некоторые черты, отличающие его как от ортодоксального шиизма, так и от суннизма. Например, зейдиты не верят в “несотворен-ность” Корана, у них нет культа святых. Неизвестны им и суфийские3 братства, столь характерные для большинства шиитов и суннитов.
К зейдизму примыкает (фактически является его ответвлением) секта нуктавитов (ноктавитов). Она сложилась во второй половине IX в. в области Табаристан в прикаспийском районе Ирана, где в те годы существовало небольшое зейдитское государственное образование. Многовековое существование в условиях изоляции от основной массы зейдитов, сконцентрировавшихся преимущественно в северной части Йемена, привело к некоторому обособлению нуктавитов, заимствовавших некоторые элементы вероучения имамитов и других шиитских сект.
Этапы развития исихастской традиции
Исихастская традиция (от греч. термина h¢sucia — покой, безмолвие)— определенная школа духовной практики, развивающаяся с IV в. и до наших дней.[7] В этом долгом пути различимы три наиболее важных этапа: 1) классическая аскетика и м ...
Былина о Михаиле Потоке.
К моменту принятия христианства этот языческий пантеон почти сравнялся с пантеоном христианским. Видимо, поэтому смоляне приняли новую веру без особого надрыва и нервных потрясений, хоть не без противодействия, на что намекает известная б ...
Коран о Вселенной, Земле,
флоре и фауне
Напрасно искать в Коране сведений о тех значительных достижениях науки и культуры, которые имелись еще до его составления не только в Китае и Индии, Египте, Вавилоне, Ассирии, Греции, но и в древних южно- и североарабских государствах. По ...