Римский католицизмСтраница 4
Амброзианская (миланская) форма практикуется в большей части церквей Миланской архиепархии, а также в отдельных церквах архиепархий Новары, Лугано и Бергамо. От римской эта форма отличается тем, что во время мессы часто поются отрывки из Ветхого Завета, а при освящении на евхаристии хлеба и вина не звонят в колокола. Во время Великого поста священники облачаются в черные одежды. В церквах, придерживающихся амброзианской формы латинского обряда, крещение совершается не обливанием, а троекратным погружением в воду.
Мозарабская (другие названия - толедская, вестготская) форма латинского обряда сохранилась сейчас только в одной из часовен Толедского собора, в нескольких церквах Толедской епархии и в одной из часовен Саламанки. Мозарабская форма отличается некоторыми особенностями богослужения. Кроме того, имеются своеобразия в брачной церемонии: так, во время ее проведения над головами жениха и невесты держат большое покрывало, а сами они связываются “ярмом” из разноцветных лент. Интересно, что мозарабский брачный ритуал до сих пор практикуется в некоторых испаноязычных странах Южной Америки.
Лионскую форму латинского обряда попытались частично восстановить в XIX - XX вв. Для нее характерны свои особые предварительные молитвы перед мессой, а также то, что во время Великого поста священнослужители надевают серые облачения.
В подавляющем большинстве стран мира, где есть католики, они придерживаются латинского обряда. Латинский обряд полностью доминирует среди католиков, расселенных в странах Америки, Европы (кроме Украины и России), Африки к югу от Сахары, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Преобладает он и в странах Южной Азии (в Индии, хотя и живет значительная группа католиков восточных обрядов, католики латинского обряда все же образуют большинство приверженцев этой конфессии). Католики латинского обряда уступают по численности католикам восточных обрядов в ряде стран Юго-Западной Азии и Северной Африки: Турции, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Ираке, Иране, Египте.
Католики восточных обрядов - это группы восточных христиан различных направлений, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматику католицизма и подчинились папе Римскому, но сохранили свою обрядность.
Основных восточных обрядов пять: александрийский (египетский), антиохийский (западносирийский), армянский, византийский (константинопольский), халдейский (восточносирийский). Большинство из них имеют по несколько разновидностей (“подобрядов”), которые иногда рассматриваются как отдельные обряды.
Александрийский обряд сложился в I - II вв. Для него характерны литургии св. Василия Великого, св. Григория Богослова (Назианзина) и св. Кирилла Александрийского. Языком богослужения был коптский. Когда христианство проникло в Эфиопию, александрийский обряд стал совершаться в двух формах: коптской (основной) и эфиопской. С арабизацией коптов языком богослужения у них стал не только коптский4, но и арабский. В Эфиопии языком богослужения стал геэз5. Копты и эфиопы в настоящее время в большинстве своем монофизиты. Однако от коптов-монофизитов в 1741 г., а от эфиопов-монофизитов в 1839 г. отделились небольшие группы, заключившие унию с Римом - копто-католики и эфиопо-католики.
Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема
соотношения веры и разума
Мы знаем, что периодически в истории под прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и муках человеческих судеб реконструировались теистические модели
Мира. Хорошо известно, что крупнейшие создатели космологических концепций неосозн ...
Влияние сектантства на духовные устои общества
Всевозможные лица, не заинтересованные в развитии России и усилении ее роли в мировом сообществе, пытаются ослабить ее устои путем подрыва ее духовных, нравственных основ. Немаловажная роль в этой духовной войне против России отводится ре ...
Основные отличия ветхозаветной религии от других
религий
Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом ...