Православие на Орловщине в послевоенный периодСтраница 4
Почти на нет в этот период сошли венчания — за 1970 год их было зарегистрировано всего 11, тогда как браков в ЗАГСе зарегистрировано 8495.
По сведениям из районов, в эти годы прекратились паломничества к святым местам.
В православных церквях области не хватало 3 священников, нескольких диаконов и псаломщиков. Ухудшился и качественный состав духовенства. Около половины православных священнослужителей были старше 60 лет, 70% имели только низшее светское образование, 55% не имели никакого богословского образования.
В практике работы уполномоченного совета по делам религий было и проведение профилактических бесед с учредителями религиозных обществ и клиром православных церквей. На них подводились итоги деятельности религиозных объединений по укреплению советского фонда мира, вручались награды исполнительным органам церквей, духовенству, участникам собраний читались лекции о международном положении. В 1970 году на одном из таких собраний уполномоченный выступал с докладом: «Новая конституция СССР и свобода совести». Для участников собрания демонстрировались фильмы о поместном соборе 1971 года, была проведена экскурсия в музей И.С.Тургенева.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. была реорганизована система государственных органов по делам религии: образовывался Совет по делам религий при Совете Министров СССР, установлена система его уполномоченных в регионах. В частности, была создана служба уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Орловской области из 2-х штатных единиц: уполномоченного и старшего инспектора.
Эти события сопровождались громкими заявлениями о свободе совести и невмешательстве в дела Церкви. В то же время сама Православная Церковь по отношению к Советскому государству занимала лояльную позицию.
Православные приходы принимали активное участие в деятельности советского фонда мира, их взносы составляли большую часть дохода Фонда. Начиная с 1976 года взносы Орловского Епархиального управления в фонд мира составили одну треть церковных отчислений и были втрое больше по сравнению с соседними епархиями.
В 1970-е годы религиозная ситуация претерпела незначительные изменения. Социологические исследования религиозности и атеизма, проведенные в 1978 году среди различных категорий населения (в колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях, в средних школах, ПТУ; опрошено 35 тыс. человек), показали, что удельный вес атеистов в общей массе опрошенных вырос на 10%, удельный вес верующих сократился на 7%, колеблющихся — на 3%. Однако было отмечено, что за последние 4-5 лет снижение религиозности и отход верующих от религии замедлились.
Фактов миссионерской деятельности в конце 70-х г.г. не замечалось. Прекратились, например, паломничества к «синему колодцу» у д. Дубовая Мценского района, святому колодцу в с. Сосновка Ливенского района и другим.
Количество крещений в 1970-е годы колебалось, но в общем не уменьшилось, оставаясь высоким — от 43% до 47%. Количество отпеваний медленно, но неуклонно снижалось. Доля венчаний была в 2-3 раза ниже, чем по стране.
Так, крещение детей и взрослых с 46,6% в 1972 году снизилось в 1978 году до 45,6%. Очные отпевания умерших за этот период сократились с 10,5% до 9,4%, количество заочных отпеваний уменьшилось на 17%, а в 1978 году увеличилось на 3% по сравнению с 1976-1977 г.г.
Количество венчаний в церквах Орла и Мценска уменьшалось, однако в Ливнах, наоборот, возросло. 90% всех венчаний по области совершалось именно в этом городе. За 1978 год количество венчаний здесь возросло на 60%. Не снижалось и количество похорон по церковному обряду.
Денежные доходы православных церквей увеличивались ежегодно на 5-6%. С конца 60-х годов они возросли на 75 %, а за 1978 г. — на 6% и составили почти 1 млн. рублей. Средства шли на укрепление материальной базы церквей и активизацию их общественной деятельности. Так, увеличилось отчисление церквами и епархиальным управлением средств в фонд мира.
23 апреля 1976 года скончался архиепископ Палладий. Его место занял епископ Глеб (Смирнов Иван Иванович).
22 ноября 1977 года в областном доме учителя состоялось вручение грамот Орловским областным комитетом защиты мира и Областной комиссией содействия советскому фонду мира за активную деятельность по укреплению мира и дружбы между народами епископу Орловскому и Брянскому Глебу, секретарю Орловского епархиального управления, настоятелю Кафедрального собора Н.Сапсаю. На награждении присутствовал уполномоченный совета по делам религии при совете министров СССР по Орловской области Дарусенко.
К началу 80-х годов, как и в предыдущие 15 лет, на Орловщине действовали 15 православных церквей: в Орле — Кафедральный собор, Крестительская, Троицкая и Афанасьевская церкви; в Орловском районе — 2 церкви (Куликовская и Лепешкинская); в Кромском районе — 2 церкви (Кромская и Шаховская); в Дмитровске — 1 церковь (Димитрия Солунского); в Болхове — 2 церкви (Христорождественская и Введенская); в Ливнах — 1 церковь (Сергиевская); во Мценске — 1 церковь (Петропавловская); в Малоархангельском районе — 1 церковь (в с. Архарово); в Глазуновском районе — 1 церковь (в с. Богородское).
Предоставление свободы действий
Хороший Пастор никогда не будет подавлять своих людей, контролировать (в плохом смысле этого слова), довлеть над ними при выполнении той или иной поставленной цели.
В работе команды правильно будет ставить людей в определенные рамки прав ...
Учение Церкви об иконопочитании. Православное
определение иконы
Кроме религиозных различий, делящих византийское общество в VIII–IX веках на два враждующих стана, между враждующими партиями существовало и глубокое различие в самом характере, основе мышления, различие, из-за которого эти партии с самог ...
Эпоха Первого храма
Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом , который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета , установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израиль ...