Православие на Орловщине в послевоенный периодСтраница 3
28 сентября 1966 года, участвуя в торжествах по случаю 400-летия Орла, архиепископ Палладий совершил литургию и рукоположил Н.С.Сапсая во иерея.
В апреле 1968 г. Президиум верховного Совета СССР принял Постановление «О сельском, поселковом Совете депутатов трущихся», которым обязал эти органы власти осуществлять контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах.
В 1970-е годы многие уполномоченные по делам религий перестали считаться с местными архиереями, беззастенчиво вмешивались в церковную жизнь. Например, уполномоченный Совета по Орловской области С.Щедрин 2 февраля 1971 года без ведома правящего епископа снял с регистрации священника из Мценска П.М.Житко, а митрополита Палладия поставил только лишь в известность. Таким же образом 23 июня 1971 г. был снят с регистрации священник П.С.Сапач из села Лепешкино Орловского района. В марте 1971 года в соответствии с решением Ливенского горсовета была взорвана православная церковь в с. Беломестном. Произвол властей в отношении Церкви способствовал тому, что, почувствовав безнаказанность, в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1972 г. на территорию Никитского кафедрального собора Орла прибыли более сорока комсомольцев Железнодорожного района и перекрыли все входы в церковь, препятствуя верующим входить в храм. Во время совершения Крестного хода, по окнам здания неизвестными было произведено 2 выстрела.
В эти годы особый размах принимает борьба с «религиозной обрядностью». В 1976 году по распоряжению уполномоченного Совета по Орловской области А. А. Дарусенкова были составлены списки из 4 000 человек, крестивших своих детей, и переданы в райкомы КПСС и райисполкомы для принятия партийных и административных мер воздействия. Такие секретные списки составлялись вплоть до 1984 года. Кроме того, практиковался межобластной и межреспубликанский обмен списками крещеных детей. Орловская область считалась неблагополучной в вопросах религии. В результате проведенного среди сельского населения социсследования было установлено, что от 23% до 30% опрошенных жителей считали себя верующими. В сельской местности верующих, как правило, было больше, чем в городах. В городах верующих было больше среди тех, кто недавно пришел из села и среди проживающих на окраине города — людей, живших в условиях, схожих с сельскими, имевших подсобное хозяйство. Среди верующих в 1971 году преобладали люди пожилого возраста, пенсионеры, женщины с низким образованием или неграмотные.
Количество церквей в области за период 1961-1971 г.г. сократилось с 21 до 15 (из них одна — в селе Архарово Малоархангельского р-на - хотя и была зарегистрирована, но бездействовала из-за отсутствия священника).
Оставались действующими 4 церкви в Орле, по две — в городе Болхове и в Орловском районе, по одной — во Мценске, Дмитровске, Ливнах, в поселке Кромы, в Кромском, Малоархангельском и Глазуновском районах.
Вместе с тем количество крещеных на Орловщине значительно превышало средние показатели по стране и снижалось очень медленно.
Если в 1965 г. было окрещено 50,2% родившихся детей, то в 1970 г. — 46,8%, тогда как в целом по стране ещё в 1968 г. процент крещения составлял 21,8.
При этом, если в первом полугодии 1970 г. было окрещено 600 родившихся детей, то на 15 июня 1971 г. только в Крестительской церкви Орла было совершено 550 обрядов крещения детей, а в Никитской церкви, соответственно, 285 и 325. Наибольшая доля крещеных детей приходилась на города Орел, Ливны, Болхов, Мценск, на Орловский и Кромской районы, то есть те территории, где имелись церкви. Зарегистрировано множество случаев, когда крестить детей привозили из других городов и районов, чтобы скрыть обряд от соседей.
Иногда священники без присутствия родителей и без предъявления документов с фотокарточками крестили детей, освящали дома и т.д. Особенно часто это делал священник с. Лепешкино Орловского р-на Сапач.
Уполномоченные Совета по делам религий получали информацию (сколько и кто крестил детей) из соседних областей. Списки всех окрещенных детей в церквах Орловской области рассылались по районам для сведения и контроля, поскольку нередко в этих списках были родители — члены КПСС, крестившие детей.
Похороны умерших продолжали сопровождаться очным и заочным отпеванием.
Год |
1965 |
1970 |
Очных отпеваний |
1136 (15%) |
1100 (12%) |
Заочных отпеваний |
3452 |
4200 |
Всего умерло |
7540 |
9070 |
Религиозная обстановка в Пермском крае
В последние годы уровень религиозно ориентированных граждан составляет более 70% общей структуры населения Прикамья. Убежденные верующие образуют около трети всей численности религиозных граждан (по результатам социологических исследовани ...
Протестанты
Америку не раз захлестывали волны религиозной экзальтации. Так, страна прошла через религиозный всплеск, получивший название Великого пробуждения и объединивший несколько протестантских течений в попытке преодолеть самодовольство институи ...
Христианство. Общая характеристика христианства
Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. х ...