Пантеон славянских боговСтраница 1
В пантеоне языческих божеств каждый персонаж обладал своими определёнными характеристиками, своей отведённой только ему ролью и находился в довольно тесной связи с остальными божествами. Фактически, наши предки-славяне представляли пантеон своих богов в форме родовой общины. У славян среди богов был свой старейшина, свой князь-воевода, свой кудесник, скотовод и многие другие.
Каждое племя имело своего особо чтимого бога-покровителя. Но при этом оно признавало и всех остальных славянских божеств, которые могли носить разные имена и немного различающиеся свойства и характеристики.
Первым верховным божеством языческих народов становилась Великая богиня, мать мира и прочих богов. Первобытные народы изображали её чаще всего обнажённой, с полными формами, которые символизировали плодовитость, способность к деторождению. Вплоть до бронзового века, когда главой первобытного племени-общины была женщина, эта Великая богиня чтилась как верховное божество всего пантеона. Когда произошёл переход от мотыги, женского орудия земледелия, к плугу, которым работали мужчины, главой племени стал мужчина. Но и после того, как главным божеством становился мужской бог, люди продолжали чтить её как родительницу всего живого, источник жизни на земле.
У славян роль такой богини играла Матерь Лада, или, как её ещё звали в зависимости от места и времени почитания, Кострома, Мокошь, Мать-Сыра земля, Весна, Пятница и др. Исследователь Дмитрий Михайлович Дудко высказывает также предположение, что со временем, после принятия племенем христианства, её культ в народе частично трансформировался в почитание Богоматери или святой Параскевы-Пятницы, и он находит этому несколько довольно явных подтверждений.
Чествование этой богини происходило весной, когда настаёт пора засевать зерно. В это время Лада уходила в нижний, подводный и подземный, мир, этим давая земле плодородие и хороший урожай нашим предком. Празднования, как правило, проводились на возвышенных местах (так называемые «Лысые горы»), где иногда разыгрывались целые представления. Девушку, изображавшую Кострому, убивала Смерть, а затем их обоих топили в реке. Или же соломенное чучело, также символизировавшее Ладу, торжественно выносили и топили в реке. Кроме того, посвящённые Ладе песни исполнялись на свадьбы и на святки.
Другиой важной датой, посвящённой ей, была ночь на 24 июня, праздник летнего солнцеворота. «Эта ночь особенно славилась любовным разгулом. Пляски, прыжки влюбленных парочек через костер и совместное купание перерастали в оргию, когда даже супружеская измена за грех не считалась» - пишет Д.М. Дудко. И дальше он замечает, что, раз 25 марта Земля рожала, то, следовательно, беременела она именно в эту ночь. Так что подобные действия не стоит путать с шабашами сатанистов. Все эти действия имели глубокое символическое наполнение. В другое же время наши предки чтили супружескую верность.
Мужем Великой богини-матери изначально был Хозяин зверей. В славянской мифологии эту роль играл Волос, Велес или Месяц, Мерот, Жыцень. В условиях присваивающего хозяйства у славянских народов он обрёл функции покровителя скота, богатства, а также был шаманом и богом умерших предков. Изображался обычно Велес в виде медведя (один из древнейших богов человечества), либо в виде змеи. Он обладает большой мудростью, умеет превращаться в различных животных. Имя Баяна, Велесова внука, свидетельствует о том, что тот был рассказчиком, сказителем, а кроме того - колдуном, волхвом (bajan — чародей, волхв).
Кроме того, славяне обращались к нему за помощью при занятиях земледелием. По всей Европе был распространён обряд, предписывавший оставлять несжатым последний пучок колосьев на борозде. У славян этот обряд назывался «завить Велесу бороду».
Волос был не только земным пастухом, но и небесным. Во многих загадках, колядках, песнях можно видеть образ Месяца как пастуха звёзд. При этом прослеживается известный многим индоевропейским народам миф о том, что Месяц состоял в браке с Солнцем. Учитывая то, что Солнце - это небесный образ Великой Матери, интересно наблюдать соответствие этому поверью в обряде, согласно которому рядом с последним пучком колосьев на борозде ставили Бабу - последний сноп, олицетворение Лады.
Как уже было сказано выше, чтился Велес и покровителем умерших предков, который управляет загробным миром. Поэтому Велес, будучи покровителем богатства, домашнего благополучия и одновременно заведуя миром мёртвых, был, судя по всему, чем-то вроде верховного домового.
Бог-патриарх, старейшина общины божеств, олицетворявший (в отличие от ночного Велеса) светлое дневное небо, звался у древних индоевропейцев deiwo. При этом, как уже было сказано выше, только иранцы и славяне дивами называли злых духов, а бога дневного неба называли другим словом, происходящим от индоевропейского «бхагос».
Другим именем бога у славян было «Род». Род был не просто могущественным существом, супругом Великой богини Лады, сменившим Велеса, но и носителем моральных, культурных, этических норм. Эти нормы были довольно-таки христианскими (доброта, справедливость, честность).
Учреждение Пермской епархии. О Стефане-епископе.
После победы св. Стефана над Памом число желающих принять христианскую веру выросло многократно. Желающих креститься было столь много, что зачастую святитель крестил людей в реках Выми и Вычегде.
Успехи Стефана в обращении зырян к вере б ...
Парадигма библейских религий
Иудаизм, вместе с христианством и исламом относятся к типу религий, которые принято определять как религии догматические, религии откровения, библейские религии и, что не менее важно – религии монотеистические. Для дальнейшей ясности необ ...
Сведения о несторианском и монофизитском учениях.
Греческая церковь препятствовала деятельности еретических общин, так отмечает Г.Э. фон Грюнебаум: “Отколовшиеся группы отсылали в отдаленнейшие пограничные области, таким образом, христианство представало перед бедуинским миром в облике е ...