БогСтраница 1
Люди склонны доверять тому, что видят. Умытый лучами солнца мир им кажется реальней, чет тот, в котором действуют духовные сущности – Бог, дьявол, ангельская рать. Исследовать «тот мир» - почти то же самое, что исследовать самих себя. Поэтому в познании потусторонней стороны действительности человек продвинулся значительно дальше, нежели в изучении призраков мира иного. Тот мир до сих пор полон для нас «белых» пятен; их, быть может, со времен Платона и Пифагора только прибавилось. В пыльных строках старинных манускриптов мы до сих пор много не в состоянии прочитать.
Смыслы за семью печатями сегодня штурмуют ученые. Прежний конфликт истинной науки и исследователей паранормальных явлений (магов, мистиков, алхимиков, религиозных деятелей) утратил свою остроту. Шаг за шагом человек возвращается к формуле познания Кеплера и Ньютона. Первый, как известно, открыл законы движения планет в поиске доказательства пифагорейской гармонии – «музыки сфер»; второй всю жизнь искал контакта с ангелами, что не помешало ему открыть закон всемирного тяготения. В этом же ряду блестящих ученых-мистиков нельзя не помянуть добрым словом Эммануила Сведенборга: он в десятках томов описал свое общение с духами и демонами и к тому же прославился как мастер горного дела, которому ничто научное не было чуждо.
Ведущие современные ученые также обращаются мыслями к Богу. Подобно своим великим предшественникам они рискуют веровать в невозможное. Ибо, как показывает мировая история, где-то в восприятии нашего мира у человека начинается то состояние, когда он может вымолвить лишь одно: «Господи боже, верую, потому что это нелепость!» Авторство этой тоски и восторга принадлежит христианскому писателю III века – Тертуллиану.
И умер сын Божий;
Это достойно веры,
Ибо нелепо.
И погребен он, и воскрес;
Это достоверно,
ибо невозможно.
Понимаете, как неисповедимы, нелепы и невозможны пути истины, но других нет.
Приняв концепцию Тертуллиана, мы можем вообразить себе вселенски необъятное понятие – Бога. С одной стороны, он – Всевышний Демиург, Творец-Создатель сонма миров… С другой стороны, люди созданы по его образу и подобию и продолжают из века в век Его творческие заветы, рождая себе подобных и украшая, преображая бытие.
Все мы творим, каждый по–своему, и потому очень хорошо понимаем, сколь сложная задача стояла перед Создателем, когда Дух Его носился над водами каких-нибудь 6000 лет тому назад. Или 6 миллиардов лет тому назад? Или 6 эпох тому назад?
Некая сила, способная влиять на вещный мир, заставила почву выступить из океанских глубин. Ветхозаветный иврит определяет эту силу обращением «элохим». В книге бытия «элохим» относится к Наивысшему началу и обычно переводится как «Господь» или «Бог». На самом же деле по поводу перевода «элохим» исследователи до сих пор спорят. По одной из версий, «элохим» происходит от ивритского слова «всемогущие» («могучие»), по другой – от «эл» - «сияющие» (причем «эл» - существительное женского рода). «Эл» имеет общее значение во многих древних языках. В шумерском оно означало «яркость, блеск» или «сияющий», в древнекорнуольском этим термином обозначается «ангел». Так кого же тогда «элохим» определяет в Библии?
В ивритской версии имя Бога впервые появляется в первой строке первой главы (Бытие, Библия, 1966): «В начале сотворил Бог небо и землю» (Берешит бара Элохим эт ха-шамайим ве эт ха-эрец».), или в той же главе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему».
Реакция церкви на современные вызовы. Реакция
христианской семьи на современные вызовы
Так как Церковь состоит из семей, а семьи в свою очередь состоят из отдельных личностей, важно рассмотреть роль каждого верующего в отношении к существующей мировой системе. ...
Православие. Понятие и сущность
Термин «правосла́вие» (калька с греч. «правильное суждение, прославление») может использоваться в 3-х близких, но отчётливо различных значениях:
1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иису ...
Основные идеи и мотивы Библии
Библия раскрывает перед нами священную историю человечества. Бог предстает в ней как создатель, сотворивший мир и установивший те законы, по которым этот мир должен существовать. Он является не только Творцом, но и Богом, участвующим в су ...