Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»Страница 2
Количество совершенных подвигов и убитых врагов определяло статус героя и его положение в обществе: «Любимым же делом собравшихся воинов было похваляться своими победами и подвигами. Чтобы подтвердить свои рассказы, они приносили с собой в карманах отрезанные концы языков всех убитых ими врагов; многие же, чтобы увеличить число, еще прибавляли к ним языки четвероногих. И начиналась похвальба, причем каждый говорил по очереди. Но при этом бывало вот что. У каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него. Так меч был порукою правдивости воина»[16]. Конечно, происхождение тоже играло определенную роль, и, если ты сын самого Конхобара, но никчемен в сражениях, уважения тебе не дождаться. Впрочем, дети великих воинов не могли быть слабы в битвах по определению.
Главным богатством и источником пропитания короля, его воинов и вообще всего народа являлись стада одомашненных животных. Этих последних нужно было защищать от посягательств соседних королевств. Именно такой защите и посвящена одна из центральных повестей уладского цикла и вообще ирландских мифов – «Похищение быка из Куальнге». Воины являлись основой армии короля, свидетельством его власти, силы и могущества. Герои обязаны были сражаться за своего предводителя; малейший намек на то, что воин струсил или пытается уклониться от битвы, оборачивался позором и потерей чести.
Однако герои не обязательно являлись воинами короля, иногда они существовали самостоятельно и даже боролись против правителя, объединяясь в военные сообщества наподобие дружин. Один из ярчайших примеров такой дружины мы находим в мифологическом цикле, посвященном Финну. Это фении, небольшая независимая военная дружина воинов, живших в лесах и занимавшихся разбоем и охотой. Они были настолько сильны и могущественны, что сумели обложить данью даже верховного короля Ирландии.
Хочется отметить, что крупномасштабных военных действий практически не было, в основном описывалась битва героев один на один, либо сражение одного воина против нескольких. Воин часто воюет на колеснице, которая к тому же являлась основным способом передвижения.
В битве с врагом герой должен быть честен, отважен и непримирим. Сцены боя достаточно подробны, есть описания техники боя и степени нанесения ран. Одна из самых распространенных смертей – отрубание головы. Именно такой вид гибели, по-видимому, являлся окончательным и бесповоротным на взгляд кельтов, так как после иных смертельных ран герой все же оставался живым. Впрочем, даже после отрубания голова могла говорить, например, голова приемного отца Кухулина в предании «Похищение быка из Куальнге»: «И случилось так, что поднялся на дыбы Серый из Махи и поскакал прочь от Эмайн, а щит Суалтайма выскользнул из его рук и краем своим отрубил ему голову. Тогда повернула лошадь обратно к Эмайн, и на спине ее лежал щит с головой Суалтайма. Вновь молвила голова:
— Мужей убивают, женщин уводят, скот похищают, о улады!»[17]
В перерывах между битвами герои устраивали роскошные пиры; выясняли, кто из них сильнее; решали возникавшие друг с другом противоречия. «Мирное» время в жизни героя было крайне незначительно, поэтому ирландцы уделяли ему совсем немного места в своих преданиях.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что герои были равны богам в своем поведении, в своих поступках. Сами боги охотно принимали такое положение вещей, и неслучайно. Такое привилегированное положение великому давало ничто иное, как полубожественное происхождение.
Весь жизненный путь героя представлял собой непрерывную череду военных подвигов, описание которых и составляет основу ольстерского и финнского мифологических циклов. Для великого война – не просто необходимость защищать свои земли. Война и есть сама жизнь, именно она «делает» героя тем, кто он есть.
Происхождение мира по Корану
Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом ха шесть дней. Были созданы небеса, небесные светила и земля, расположенная ковром, - на ней для прочности были установлены горн ...
Мировоззрение Самсары
Это - наиболее совершенное объяснение смерти в индуизме, являющееся кульминационным пунктом ведической и пуранической концепций. Самсараучкт, что душа сразу после смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в кругов ...
Время написания откровения
Существует два источника для установления время его написания. С одной стороны - церковные предания. Они указывают на то, что в эпоху римского императора Домициана Иоанн был сослан на остров Патмос, где ему и было видение; после смерти им ...