Логика мифаСтраница 1
Диалектическая структура мифа есть структура его смысла. Миф многосмыслен. Раскрытие его многосмыслия и обнаруживается как логика его смысла.
Историко-культурные стимулы – торговля войны, эволюция религиозных и моральных воззрений и прочие, о которых мифотворцы могли уже сами ничего не узнать, считаются решающими фактами для раскрытия и реконструирования мифа. В равной мере ценны для науки данные сравнительного языкознания.
Эпос, лирика и трагедия, одновременно или разновременно, разрабатывали и хранили как свое достояние – и в эпоху до Гомерову и в эпоху после Гомерову до самого заката античности все эти противоречия верований и образов.
Чудесный мир эллииской мифологии насквозь материален и чувствен. В нем все духовное, идеальное, ментальное. Логика чудесного серьезна, и мир чудесного трагичен, а не комичен. В нем даже образ Химеры трагичен. В этом мире даже птичье молоко было бы действительно молоком. В нем от взора Медузы действительно окаменевают, и золотая стрела, попав только в пяту героя, смертельна: что она стрела солнце бога Аполона. Но в логике чудесного есть и свои особые категории – категории мира вне времени ( но во времени), вне пространства ( но в пространстве). Однако эти чудесные явления подчинены своим законам. Это мир возможности невозможного, исполнения неисполнимого, осуществления не осуществимого, где основание и следствие связаны только одним законом – абсолютной свободой желания или творческой воли, которая является в нем необходимостью.
Какова же логика желания или творческой воли?
1. Для желания нет предела.
2. Для желания нет невозможного. Желание же в мифе сперва осуществляется, а затем уже следует возмездие.
Итак, логика чудесного в мифе как бы играет произвольно категориями временем, пространством, количеством, качеством, причинностью. Играя пространством и временем, чудесное по-своему произволу сжимает, растягивает или вовсе их снимает, не выходя при этом из предметной вещности мира. Пространство остается Эвклидовым, события протекают во времени, но сам чудесный акт или предмет в них не нуждается.
Бог может ускорить срок жизни, положенный герою судьбой Мойорой, может по своему произволу удлинить его. Ослепленному Тиресею даруется взамен глаз долголетие, а фракийскому царю Ликургу жизнь укорачивается.
Можно жить в любом возрасте и без возраста; можно возвращать былую юность, можно воскреснуть после смерти: вернуться из Аида на землю и вновь воплотиться в прежнее тело.
Существует два положения в отношении причинности в мире чудесного:
1. В действительной жизни причинная последовательность есть временная последовательность. В чудесной действительности мифа причинная последовательность может лежать вне времени: она вне временна.
2. Для того, чтобы что-либо произошло, нет необходимости в каких-либо переменах в предшествующих обстоятельствах. Для этого необходимо одно: желание. Приме:
Волшебный корабль феаков несется в «Одессе» к берегам Итаки без руля. Им никто не управляет. Одиссей спит. Что нужно было для того, чтобы корабль попал в Итаку? – Желание Одиссея вернуться на Родину.
Строение человека
Далее мы рассмотрим проблемы состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии.
Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различны ...
Основные этапы становления индуизма
Знакомство с индуизмом лучше начинать с его истоков и затем двигаться вместе с течением времени к его современному состоянию, попутно отмечая ключевые понятия и термины. В последующем изложении хронологические рамки главных периодов в ист ...
Поэтика мифа
Мифотворчество содержит лишь бессознательно – поэтическое начало, и поэтому применительно к мифу нельзя говорить о собственно художественных приемах, средствах выразительности, стиле и тому подобных объектах поэтики. Однако мифам свойстве ...