ВведениеСтраница 2
В V веке до н.э. кельты прочно оккупировали территорию Франции, Британию, затем добрались до Балканского полуострова и, наконец, до юга Италии. В 385 году до н. э. они овладели Римом и беспощадно разграбили город. Это не было забыто ни Юлием Цезарем, ни его легионерами, захватившими между 59 и 49 гг. до н. э. кельтские земли в Галлии (Франции), которые вошли в состав Римской империи.[3] Кельты центральной Европы были завоеваны германскими племенами, а большая часть британских островов перешла под владычество Римской империи. Точно так же, как и на других завоеванных римлянами территориях, здесь быстро началась романизация местного населения. И хотя завоеватели не слишком стремились навязать свой образ жизни, их вторжение все же не прошло бесследно для кельтского мира. Однако не вся территория Британии была покорена Римской империей. Были завоеваны земли равнинной Англии от реки Северн на западе до реки Хамбер на севере, но до Ирландии римляне не дошли.[4] Поэтому именно эта страна явилась «микрокосмом древней кельтской расы»[5], сохранив и продолжив экономическую, политическую и культурную жизнь древних кельтов.
Именно по этой причине автор берет мифологию древней Ирландии как образец кельтского мифологического корпуса, сумевшего сохранить богатейший запас мифологических традиций, с которым не может сравниться ни одна другая страна к северу от Альп, не исключая и Исландию.
Хранителями и толкователями древних преданий являлись жрецы древних кельтов (друиды в Галлии, филиды и друиды в Ирландии). Вопрос о разграничении функций филидов и друидов на территории Ирландии довольно сложен. Франсуаза Леру говорит о том, что, возможно, друиды и филиды составляли две параллельные друг другу корпорации, соперничавшие между собой.[6] Данные группы были родственны между собой, в древнейшие времена являясь единой организацией с общими привилегиями.
Хотя письменность у кельтов существовала, друиды запрещали фиксировать что бы то ни было из своего учения. Возможно, таким образом они защищали одну из основных привилегий своей «касты» (хранение и передача мифологического корпуса), не желая, чтобы знание распространилось среди непосвященных. Как бы то ни было, серьезной проблемой для изучения ирландской мифологии является отсутствие письменных источников, записанных непосредственно в ту эпоху самими кельтами. Наиболее древняя из сохранившихся рукописей датируется XI – XII вв. н. э.
Ирландские сказания были записаны только после введения христианства, в 5 веке н.э. с монахами в монастырских скрипториях. Вообще, монастыри Ирландии быстро стали центрами образования и культуры. Рядом с ними продолжали существовать объединения филидов, сохранявшие полную независимость и служившие источником сведений для монахов; в то время как институт друидов практически полностью был уничтожен. Однако священнослужители не просто фиксировали предания, они их ощутимо корректировали, а некоторые предания не записывали совсем. Так, в ирландской мифологической традиции, дошедшей до нас, полностью отсутствуют эсхатологические и космогонические мифы.
Таким образом, до нас дошел обширный корпус литературных памятников, посвященных мифологии Британских островов и записанных в период примерно с начала XII до конца XVI века. Наиболее известными из них являются такие манускрипты, как Лейнстерская книга, Баллимотская книга, Великая и Желтая книги Лекана. Сейчас эти источники хранятся в дублинском Тринити Колледже и Королевской Ирландской Академии. Лейнстерская книга была записана около 1160 года, в ней содержатся такие тексты, как «Книга захватов Ирландии», «Похищение быка из Куальнге», «Старина мест». Баллимотская книга датируется концом XIV века и, помимо всего прочего, содержит истории о Финне Мак Кумале, фениях и верховном короле Ирландии Кормаке. Желтая книги Лекана была записана не позднее начала XV века и содержит в себе практически весь уладский цикл повестей.
Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и новейшее время Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - наци ...
Ислам
Я умер камнем и воскрес растением,
Я умер растением и воскрес животным,
Я умер животным и стал Человеком
Чего мне страшиться ?
Разве смерть обокрала меня ?
- Халал уль-дин Руми (1207-1273)
В Коране нет последовательных упоминаний о ...
История человечества по
Корану. Фантастика и действительность
В Коране отсутствует представление о человеке как "венце творения", а также о постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы – сферы человеческого разума.
Согласно Корану, созданию Аллахом человека пред ...