Караимские кенасаСтраница 2
Высказывались и другие мнения. Исследователь из Израиля Цви Анкори
пишет: «Караимы . представляют собой потомков различных еврейских и иудаизированых групп», которые могли появиться в Крыму еще в VI веке до нашей эры вместе с войсками персидского царя Камбиза. Здесь они основали несколько городов (в том числе Чуфут-Кале) и сохранили не только письменность, но и религию предков в первозданном виде. Именно их спустя века переняли хазары и, смешавшись с израильтянами, породили новый этнос. По этой версии караимы — это евреи с примесью тюркской крови.
В чем же особенность веры караимов? В первые века нашей эры в иудаизме произошел раскол: к Ветхозаветной Библии прибавились комментарии и дополнения, которые образовали Талмуд. Нововведения были приняты не всеми. Окончательно учение Талмуда сложилось после разрушения храма Иерусалимского (735— 740 годы н. э.) и встретило сильную оппозицию, особенно среди евреев, живших на чужбине. Ее возглавил вавилонский раввин Анан-Бен-Давид. К его последователям примкнули караиты, то есть «читающие» Библию. Они настаивали на свободном чтении каждым верующим своей главной книги, без толкований и комментариев священников. При внимательном изучении можно заключить, что у караимизма больше общего с исламом и христианством, чем с верой ортодоксальных евреев, для которых главным был и остается Талмуд. Да и сами иудеи считают караимизм чуждой им верой.
Верхушка караимского общества еще в турецком Гёзлёве причислялась к привилегированному сословию тарханов, свободному от суда, податей и всех повинностей. Тарханство предоставлялось караимам на том основании, что они несли охрану крепости. Некоторые караимы занимали видные должности при ханах. Эту же политику частично унаследовало царское правительство. Согласно указу от 18 января 1795 года караимы (в отличие от евреев) освобождались от двойной подати, обретали право обзаводиться недвижимостью, селиться по всей империи, служить в армии (по желанию), получать офицерские чины. Сами караимы еще в XIX веке решительно отмежевались от ортодоксального иудаизма.
До революции в Российской империи было около 15 тысяч караимов, а теперь их во всем мире не больше двух тысяч. Этот древний замечательный народ вымирает; есть ряд объективных причин уменьшения численности караимов. До XIX—XX веков караимский обычай строго запрещал смешанные браки, а в семьях соблюдался закон: младшие братья имели право жениться только после старших. «Этот народ малочислен, т.к. с детства посвящает себя войне», — отмечает Густав Перингер, историк, изучавший караимов по просьбе шведского короля в 1690 году. Выходцы этого народа всегда, начиная с периода Хазарского каганата, были профессиональными воинами. В конце XIV века несколько сот караимских семей вывезли в Литву для личной гвардии князя Витовта и для охраны литовской границы. Атаманом Запорожской Сечи был Эльяш Караимович, соперник Богдана Хмельницкого. В царской России караимские воины часто становились кадровыми офицерами, получали звания полковника, генерала, контрадмирала, участвовали в Крымской, русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой войнах. И, конечно, многие погибали за Отечество, часто молодыми, не оставив потомства.
Традиционным занятием караимов, живших в Евпатории, была выделка кожи, ее окраска и обработка. Караимские ремесленники производили великолепные сафьяны, юфть и шагрень; из кожи мастерили седла, уздечки, туфли, башмаки. Караимские седла ценили за удобство, красоту, легкость. Их покупали даже черкесы, весьма сведущие во всем, что касалось верховой езды. Академик П. С. Паллас, посетивший Крым в первые годы после присоединения его к России, записал, что «караимы занимаются кожевенным ремеслом в качестве сыромятников». Кроме того, в городах караимы пекли хлеб, валяли верблюжью и овечью шерсть, торговали, работали цирюльниками, извозчиками, гончарами и бондарями. Караимы, которые жили в деревнях, занимались садоводством и преуспевали, выращивая фрукты, табак, виноград, получая великолепный мед. Даже городские жители заводили сады в долинах рек и на лето переселялись (перекочевывали) на территории своих садов и виноградников.
Реформация в Швейцарии: У.Цвингли и Ж.Кальвин
Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Францию, Швейцарию. Однако не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Если Мартину Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему неме ...
Идейные предшественники христианства
Христианство, как и любое другое крупное историческое явление, возникло, да и могло возникнуть только в определенной общественной среде; оно тысячами нитей было тесно связано с различными предшествовавшими и особенно современными ему фил ...
Миманса
Миманса (или пурва миманса – первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское ...