СтарообрядчествоСтраница 1
Старообрядчество возникло в середине XVII в., отделившись от Русской православной церкви в результате раскола. Он произошел из-за непринятия частью православного духовенства и мирян церковных реформ, осуществлявшихся патриархом Никоном. Реформы Никона заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с целью приведения русской богослужебной практики в полное соответствие с греческой.
Поскольку догматических положений реформы не касались, различий в вероучении между православием и старообрядчеством практически нет. Для раннего старообрядчества, правда, были очень характерны эсхатологические представления2, однако впоследствии они перестали занимать в мировоззрении старообрядцев значительное место. Различия в обрядности (которой у старообрядцев, кстати, придается гораздо большее значение, чем у православных), тоже не очень существенны. Так, старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение (у православных же Никоном было введено трехперстное). Крест они признают только восьмиконечный, отвергая шести- и четырехконечный. Старообрядческая литургия совершается на семи просфорах
Эсхатология - религиозное учение о конце света и конечной судьбе человека (православная - на пяти). У старообрядцев принято отпускать во время богослужений только земные поклоны (в православной церкви после реформ Никона были разрешены и поясные поклоны). При совершении церковных обрядов старообрядческие священники ходят “посолонь” - по направлению движения солнца (у православных же движение по солнцу было заменено движением против солнца). Старообрядцы в конце молитвы произносят “Аллилуйя” (что значит “хвалите Господа”) два раза (православные - три раза). Богослужения у старообрядцев более продолжительные, чем у православных.
Старообрядцы сочли недопустимыми внесенные во время никоновских реформ изменения в богослужебные книги. У противников реформ неприятие вызвала не сама идея исправления текстов (так как некоторые поправки делались и раньше), а то, что тексты исправлялись по новопечатным киевским и греческим книгам. А поскольку порабощенные турками греки своих типографий не имели, греческие книги издавались в то время в основном в Венеции и других итальянских городах, и их западное происхождение вызывало опасения католического влияния. Увидев в исправлении книг попрание святой старины и русских традиций, старообрядцы отвергли и чисто орфографические поправки (“с душею” вместо “з душею” и другие), а также исправления в ударении (“во вйки, во днъ, по чъну” вместо “ву веки, ву дни, пу чину” и т.д.). Не приняли они и новое написание имени Иисус (вместо Исус), заявив, что вторая буква “и” от дьявола.
Старообрядцы сохранили старое знаменное пение. Для них вообще очень характерны преданность старым заветам, равно как приверженность традициям в быту.
В мире насчитывается свыше 2 млн. старообрядцев. Большинство из них живет в России (1,7 млн.). Значительные группы старообрядцев имеются и на Украине (400 тыс.). Помимо России и Украины старообрядцы расселены небольшими группами в Белоруссии, Литве, Латвии, Молдавии, Казахстане, а также в Румынии, Польше, США, Канаде, Бразилии, Австралии. Новой Зеландии. Небольшие группы старообрядцев есть и в других странах.
По национальной принадлежности старообрядцы преимущественно русские. Однако встречаются среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других некоторых народов.
Старообрядчество не представляет собой единого течения. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих духовенство) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). И поповское, и беспоповское направления, в свою очередь, распались на целый ряд церквей, согласий и толков. Разделение на поповцев и беспоповцев произошло из-за того, что уже вскоре после раскола старообрядцы стали испытывать нехватку священников, поскольку своих епископов у них не осталось (одни были убиты в ходе развернувшейся из-за реформ борьбы, другие умерли в заточении, третьи вернулись в лоно господствующей церкви) и некому было рукополагать новых пастырей. В такой ситуации часть старообрядческих общин стали принимать священников, перебегавших из православия (за что получили название беглопоповцев), другие же решили отказаться от церковной иерархии (получив название беспоповцев). Впрочем, беспоповцы долго надеялись, что где-то в глухих труднодоступных местах сохранилось истинное священство, и вплоть до середины XVIII в. большинство беспоповцев рассматривали отсутствие у себя священников как временное явление.
Зарождение и развитие атеизма.
Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои г ...
Формирование и особенности религиозной личности
Цель психотерапии заключается в исцелении души, а религия свое призвание видит в спасении души. Но, невзирая на то, что для религии предотвращения душевных страданий, освобождение от них является не основной, а производной целью, она все- ...
Индуизм
Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело.
«Бхагавад-гита», 2.13
В Индии, на древней священной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных авата ...