Терминология и значение "оправдания"
Ветхий Завет использует две различные формы одного и того же слова— hidsdik и tsiddek, чтобы выразить идею оправдания. Эти слова, за исключением, может быть, нескольких мест, не характеризуют нравственных изменений, которые Бог производит с человеком; их обычное назначение — выражение намерений Бога относительно человека. Эти слова выражают мысль, что Бог в статусе судьи объявляет человека праведным. Поэтому понятие, которое эти слова выражают, часто противопоставляется осуждению (Втор. 25:1; Прит. 17:15; Ис.5:23) и является неким эквивалентом выражения, что оправданные не будут судимы вместе с грешниками (Пс. 142:2), и что грехи их будут прощены (Пс. 31:1).
По-гречески "оправдывать" - dikaioo . Существительное dikaiosyne можно перевести как "оправдание" (Гал. 2:21), но обычно все же переводится как "праведность". Варианты перевода прилагательного dikaios - "справедливый" или "праведный". Некоторые ученые, в основном католики, настаивают, что dikaioo значит "оправдывать", а dikaiosyne обозначает этическое качество праведности. Однако, по мнению большинства современных исследователей, праведность предполагает определенные отношения, а не этические качества, и ап. Павел под ней понимает "правильные отношения с Богом".
В Библии слово "оправдывать" означает - провозглашать, принимать и относиться к кому-либо справедливо, т.е., с одной стороны не вменять человеку вины, а с другой - считать, что он имеет право на все преимущества, которыми обладают люди, исполнившие закон. Новозаветное слово dikaioo имеет тот же смысл, а именно «объявить праведным», что подтверждается следующим:
1. во многих примерах это слово не может иметь никакого другого смысла (Рим. 3:20 — 28; 4:5 — 7; 5:1; Гал. 2:16; 3:11; 5:4);
2. это слово всегда используется для противопоставления осуждению (Рим. 8:33,34);
3. другие термины, которые иногда используются вместо этого слова, также несут в себе идею юридического характера (Ин. 3:18; 5:24; Рим. 4:6,7,11; II Кор. 5:19).
Это очевидно, что глагол «оправдать» в Библии означает не сделать праведным, а объявить праведным. Оправдывающее действие Бога, Вечного Судьи этого мира, имеет нравоучительный и исполнительный, или декларативный смысл: сначала Бог оправдывает, вынося свой приговор, а затем своей верховной волей возвещает его и охраняет законные права оправданного человека. В Исаии 45:25 и 50:8 предсказано, например, что Бог оправдывает избранных перед лицом всех народов.
Иудейская оппозиция и непреклонность свидетельства апостолов (5:17-42)
Как уже было замечено ранее, разрешение одного сюжетного противоречия в повествовании Луки завязывает новый конфликт. Беспрепятственное распространение Слова и рост верующих приводят к аресту апостолов (5:17, 18). Возникшее препятствие дл ...
Ангелы
Христиане веруют в святую Троицу и Богородицу, иудеи – в Иегову, мусульмане – в Аллаха и пророка его Магомета. Ангелы же остаются пограничным для всех религий явлением. Они – окружение богов, они используют их волю. Вездесущие и незримые, ...
Пункты догматических и канонических расхождений
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque), или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Католики, в свою очередь, однознач ...