Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий. Изменение религиозного состава населения мира за два последних
тысячелетияСтраница 11
Огромный по территории мусульманский Западноазиатско-Североафриканский регион захватывает две части света. В Азии в его состав полностью или частично входят пять историко-культурных областей. Сердцем его , вне всякого сомнения, является Юго-Западная, или Передняя, Азия, где находился очаг ислама и где имеется наибольшее число мусульманских стран: Турция, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан. Регион, кроме того, полностью включает историко-культурную область, которую в нашей литературе обычно называли Средняя Азия и Казахстан и в пределах которой находятся республики Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Наконец, в состав региона частично входят территории трех историко-культурных областей: Закавказья, Южной Азии и Центральной Азии. В Закавказье это его восточная часть - Азербайджан, в Южной Азии - крайний запад, охватывающий Пакистан и Мальдивы, в Центральной Азии - северо-западная часть, образующая Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Кроме всех этих азиатских областей, к региону относится, как видно из самого его названия, Северная Африка в составе шести арабских государств - Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко и Мавритании, а также двух стран так называемого Африканского Рога - Сомали и Джибути.
Эта огромная территория весьма цельна в религиозном отношении и с трудом поддается конфессиональному районированию. Деление ислама на три ветви - суннизм, шиизм и хариджизм - не носит ярко выраженного территориального характера, и поэтому вряд ли может быть взято за основу при выделении конфессиональных провинций. В связи с этим, вероятно, целесообразно отказаться от идеи их выделения в этом регионе и дать характеристику религиозной ситуации в нем по историко-культурным областям.
Во всех перечисленных выше странах Юго-Западной Азии доля мусульман очень высока, несколько ниже она (60 %) только в Ливане, где имеется крупная группа христиан (католиков и православных). Заметное число христиан есть также в Сирии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Иране, однако доля их в общем населении соответствующих стран все же невелика.
Что касается распространения разных направлений ислама, то основная часть мусульман в Юго-Западной Азии придерживается суннизма. Шиизм резко преобладает только в одной стране - Иране, большинство населения образуют шииты также в Ираке и на Бахрейне, много их и в Йемене (где шиизм представлен зейдизмом). В Омане преимущественно распространен хариджитский ислам (ибадизм).
В Юго-Западной Азии имеются две страны, которые не вписываются в Западноазиатско-Североафриканский мусульманский регион. Это Кипр, где преобладают православные христиане, и Израиль, в котором большинство населения составляют иудаисты.
В Средней Азии и Казахстане, хотя и преобладает суннитский ислам, после 70 лет борьбы местных коммунистических руководителей с религией появились существенные группы неверующего населения, причем особенно такая группа велика в Казахстане. Ввиду того ,что в этой республике много не только неверующих, но и православных, мусульмане образуют в ней только относительное большинство населения (40 %). В Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, где ислам исповедует подавляющее большинство населения, он представлен преимущественно в форме исмаилизма.
Евхаристия и
агапы
Из историко-литургических тем вопрос агап и их взаимоотношений с евхаристическим богослужением раннего христианства возбудил немалую полемику. Литература этого вопроса достаточно обширна, и в ней были высказаны взгляды полярно противополо ...
Проблема историчности Иисуса Христа
Ортодоксально-теологическая точка зрения предполагает безоговорочное принятие на веру чудесной биографии «богочеловека» Иисуса Христа. В светской научной литературе к этому вопросу сложились два основных подхода: мифологический и историче ...
Диалектика мифа
Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фактический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории п ...