“Новые религии”Страница 1
В XIX и особенно XX вв. возник ряд новых вероисповеданий, в большинстве случаев синтезировавших положения существова-вших до этого религиозных учений. Одной из таких основанных в XIX в. “новых религий”, как их позже стали называть, был бахаизм.
Бахаизм возник как реформистский вариант бабизма - мусульманской щиитской секты, возникшей в Иране в шейхитской среде, но заимствовавшей идеи исмаилитского, нусайритского и друзского вероучений (см главу II. Ислам). Эта секта фактически отвергла Коран и шариат и призвала установить справедливость и равенство на земле. После того, как движение бабидов было разгромлено, в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. c проповедью нового учения выступил выходец из родовитой персидской семьи Мирза Хусейн Али Нури, принявший прозвище Баха-Улла (перс. “Блеск божий”). Он отказался от бабидских требований ведения вооруженной борьбы и призвал к равенству и братству всех людей и всех народов, к установлению мира между всеми слоями общества и к отказу от национальных границ. Баха-Улла объявил себя “скрытым” двенадцатым имамом, возвращения которого ждали мусульмане-шииты. В качестве посланников Бога были провозглашены Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммед, Баб (основатель бабизма) и сам Баха-Улла.
От бабизма в бахаизме остались лишь некоторые его элементы, в частности отказ от Корана и шариата, духовенства исламской обрядности.
Бахаистский культ включает молитвы, чтение отрывков из писаний Баха-Уллы, священных книг некоторых других религий, а также медитации.
Хотя бахаизм вышел из исламской среды, мусульмане категорически отказываются отводить ему место в исламе, в чем с ними солидарны и сами бахаисты, считающие свое вероисповедание самостоятельной религией. В мусульманских странах бахаизм неоднократно подвергался преследованиям, а после исламской революции 1979 г. в Иране десятки бахаистских руководителей были казнены.
Будучи религией синкретического типа, бахаизм впитал в себя некоторые элементы христианства (например, такой христианский моральный принцип, как любовь к ближнему) и ряда других религий. Вообще бахаисты объявили о своем стремлении объединить все религии мира.
Вследствие хорошо поставленной миссионерской работы, бахаизм вышел далеко за пределы мусульманского мира. Из 6,1 млн. имевшихся в 1995 г. бахаистов 3 млн. жило в Азии, 1,9 млн. - в Африке, 1,1 млн. - в Америке. Около 100 тыс. бахаистов имелось в Европе и 75 тыс. - в Австралии и Океании. Из отдельных стран значительные группы бахаистов есть в Индии (около 2 млн. человек), Иране (свыше 300 тыс.), Вьетнаме (более 200 тыс.), на Филиппинах (свыше 100 тыс.), Уганде (около 600 тыс.), Кении (более 300 тыс.), Заире (около 200 тыс.), Танзании (свыше 100 тыс.), США (более 100 тыс.).
Из других “новых религий” следует, прежде всего, упомянуть о нескольких японских религиях: тэнри, PL кёдан, сэкай кюсэй и сэйтё-но иэ.
Ранее всех из четырех перечисленных конфессий возникла тэнри (яп. “небесный разум”), которую некоторые исследователи до сих пор считают синтоистской сектой. Она была основана в 1838 г. Накаямой Мики (женщиной, пользовавшейся славой прорицательницы и целительницы), однако лишь через 70 лет получила официальное признание.
Накаяма Мики отказалась от японских канонических книг и создала собственное писание. Главным объектом почитания в тэнри служит божество Тэнри О-но Микото, которое считается создателем Вселенной и человечества. Последователи тэнри верят, что их божество указало Накаяме на определенный участок (“дзиба”), который является центром Земли и где был создан человек. Вокруг этого участка был построен главный культовый центр тэнри, а на самом участке водружен священный столб (“канродай”). В тэнри разработан и свой ритуал, включающий, в частности, священный танец. Накаяма Мики также установила для своих последователей ряд этических норм, призвала их освободиться от зависти, вожделений, ненависти.
Численность последователей тэнри - свыше 2 млн. человек.
В 1912 г. бывшим членом секты Сингон была основана религиозная организация, получившая смешанное англо-японское название PL кёдан. “PL” представляет собой аббревиатуру слов “Perfect Liberty” (“совершенная свобода”), кёдан означает по-японски “религиозная организация”. Сторонники PL кёдан утверждают, что будда Вайрочана и Аматэрасу - символические источники всего сущего. Человек считается таким же духом, что и божество. Посредством определенных аскетических испытаний, включая восхождение на горы, он якобы может самостоятельно достичь состояния будды. Весь мир рассматривается PL кёдан как искусство, а религия считается средством реализации этой идеи через индивидуальный опыт верующего.
Численный и национальный состав приверженцев
В каждой из 68 епархий насчитывается по несколько десятков человек, иногда 1–2 сотни приверженцев.
В большинстве – русские, но есть и представители других национальностей, в южных епархиях: армяне, грузины, греки. ...
Аттис
Другим богом, миф о смерти и воскресении которого оставил глубокий след в культе и обрядности народов Западной Азии, является Аттис. Он был для фригийцев тем же, чем Адонис был для сирийцев. Подобно Адонису, онбыл богом растительности. Во ...
Хануман
Широко известен как бог обезьян. В эпосе «Рамаяна» упоминается, что Рама с помощью Ханумана, главы обезьян, собрал армию и сразился с царем демонов Раваной для того, чтобы освободить Ситу. Преданность и покорность Ханумана своему учителю ...