Зороастризм
Весьма древней религией является и зороастризм, возникший в первой половине первого тысячелетия до Р. Хр. О месте зарождения этой религии ученые спорят, помещая ее очаг либо на северо-запад Персии (Ирана), либо на северо-восток этой страны, либо в Среднюю Азию. Основателем зороастризма являлся Заратуштра (Зороастр), по имени которого религия и названа. Еще недавно Заратуштра рассматривался как легендарная личность, однако сейчас возобладала точка зрения, что такой пророк действительно существовал.
После того, как зороастризм стал государственной религией Персии, он широко распространился не только в этой стране, но и во многих завоеванных ею землях: в Средней Азии, восточном Закавказье, на территории, ныне занимаемой Афганистаном. С завоеванием самой Персии, а также покоренных ею стран арабами позиции зороастризма в этих регионах начали постепенно ослабевать. Новая власть стала преследовать зороастрийцев, что обусловило их миграцию в Индию, продолжавшуюся несколько столетий (VII - XII вв.). Особенно жестоким преследованиям подверглись зороастрийцы в Персии после установления там в конце XVIII в. власти Каджарской династии: бóльшая часть оста-вшихся в этой стране последователей зороастрийской религии была истреблена.
Зороастрийская религия имеет ярко выраженный дуалистический характер: в основе ее лежит представление о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяется Ахура-Маздой (перс. “Владыка-мудрость”) - всезнающим богом-творцом, сотворившим небесный свод, Землю, человека, полезных животных и т. п., злое начало - Анхра-Майнью, который создал болезни, смерть, зиму, холод, пустыню, зной, вредных животных и т. д.
Согласно зороастрийскому вероучению, каждый человек сам способен сделать выбор между силами добра и зла. Если он встает на сторону добра, то его деятельность должна основываться на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе дело.
Зороастрийцы верят в приближающийся конец света, когда Ахура-Мазда придет судить живых и мертвых: души праведников попадут в его царство - рай, души грешников будут отправлены в царство Анхра-Майнью - ад.
Большим почитанием пользуется у зороастрийцев огонь, которому приписывается очищающая сила. В связи с этим их иногда называют огнепоклонниками. В зороастрийских храмах всегда горит священный для них огонь.
Еще одной спецификой зороастрийской религии является ее крайне отрицательное отношение к человеческим трупам. Закапывание в землю покойников, их водяное погребение (спуск в реку) или кремация не дозволяются, так как это осквернит почитаемые зороастрийцами землю, воду и священный огонь. Поэтому тела умерших выносятся на особые “башни молчания”, где их расклевывают птицы-стервятники.
Зороастрийцев в 1995 г. насчитывалось во всем мире 189 тыс. человек, из них 184 тыс. находилось в Азии. Большинство последователей зороастрийской религии - свыше 100 тыс. человек - живет сейчас в Индии. Они сосредоточены преимущественно в штатах Махараштра (особенно в городе Бомбее) и Гуджарат. В Иране в настоящее время находится только 21 тыс. зороастрийцев (в городах Тегеран, Исфахан, Йезд, Керман, Шираз, Ахваз, Хорремшехр), в Пакистане (прежде всего в городе Карачи) - 6 тыс. Небольшое число сторонников зороастризма есть в Шри-Ланке, Афганистане, Йемене, Канаде (в Торонто, Монреале, Ванкувере), США (в Чикаго, Нью-Йорке, городах Калифорнии), Великобритании (преимущественно в Лондоне), Австралии и некоторых других странах.
Зороастрийцев Индии и Пакистана (так же как и зороастрийских эмигрантов из этих стран) обычно называют парсами, зороастрийцев Ирана -гебрами (последнее наименование имеет уничижительный оттенок). Иранские зороастрийцы говорят на персидском языке, парсы - на индоарийском языке гуджарати.
Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи создан Богом, человек не есть некая постоянная величи ...
Этические и социальные аспекты иудаизма
Иудаизм представляет собой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она - ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Б ...
Откровение Бога в Его Имени
Из Писания мы узнаем, что Бог открылся с именем Яхве Моисею на горе Хорив. Когда Моисей пас овец своего тестя мадиамского священника Иофора явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Моисей спросил как имя Того, к ...