ИудаизмСтраница 2
Особое место среди течений иудаизма занимает хасидизм, возникший в первой половине XVIII в. Основатель хасидизма Израиль Бешт2 говорил, что главное не в скрупулезном изучении Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве, и требовал отказаться от мелочной регламентации жизни верующего. Вместе с тем для хасидизма стал весьма свойствен крайний мистицизм, его возглавили цаддики, претендовавшие на посредничество между Богом и людьми.
Хасидизм отличается большой консервативностью. В частности, он требует от своих сторонников одеваться в лапсердаки3 и носить пейсы4.
На первых порах между хасидами и раввинистами развернулась борьба, но позже антагонизм был преодолен.
Хасиды делятся на большое число “дворов”, обычно называемых по местожительству основателей. Наиболее известны из них Любавичский, Бобовский, Гурский, Белзский, Вижницкий, Сатмарский, Цанз-Клойзенбургский.
Общая численность иудаистов во всем мире составляла в 1995 г. более 14 млн. человек. По частям света эта численность распределялась следующим образом: Америка - 7 млн., Азия - 4,3 млн., Европа (включая всю Россию с ее азиатской частью) - 2,5 млн., Африка - менее 0,2 млн., Австралия с Океанией -около 0,1 млн. Основная масса иудаистов сосредоточена в США (5,6 млн.) и Израиле (4,1 млн.). Крупные группы последователей иудаизма имеются также во Франции (свыше 500 тыс.), России (более 400 тыс.), на Украине (свыше 300 тыс.), в Канаде (более 300 тыс.), Великобритании и Северной Ирландии (300 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), Южно-Африканской Республике (более 100 тыс.), Бразилии (100 тыс.). Живут иудаисты и во многих других странах.
По этноязыковой принадлежности 84 % иудаистов являются ашкеназами, 4 % - сефардами, 10 % - представителями разных восточных групп (арабоязыч-ные, персоязычные и др.).
Тремя иудаистскими сектами являются караимы, самаритяне и дёнме.
Наиболее известна из них секта караимов. Она сложилась в VIII в. по Р. Хр. среди евреев, живших в те годы в Двуречье и Персии. Основатель секты -Анан бен Давид - отверг Талмуд и раввинистические писания.
В числе важнейших положений караимизма, помимо веры в единого Бога-творца, также уважение Торы, обязательство знать иврит, ожидание прихода мессии, признание божественного предопределения.
Караимы соблюдают иудаистские предписания относительно ритуального заклания животных и отказа от употребления в пищу животных, запрещенных Торой, однако, в противоположность большинству иудаистов считают возможным смешивать в пище мясо и молоко, если они от разных животных (например, коровье молоко и баранину).
В караимских молитвенных домах - кенасах, в отличие от синагоги, мужчины и женщины молятся вместе. В этих домах нет скамей, и верующие, входя в них, снимают обувь. Раньше караимам запрещалось зажигать свечи и огонь перед субботой, но теперь этот запрет снят.
Браки между несектантскими иудаистами и караимами редки.
Несмотря на свою малочисленность (25 тыс. человек), караимы подразделяются на несколько отдельных групп: греко-турецкие караимы из Стамбула; арабские караимы, родиной которых являются прежде всего Египет, а также Сирия, Ливан, Ливия и другие арабские страны; тюркские караимы из Крыма, с Украины, из Литвы. Иногда к караимам причисляют и эфиопских иудаистов - фалаша - на основании того, что последние также отвергают Талмуд и раввинистические писания.
Подавляющее большинство караимов (20 тыс. человек) сосредоточено сейчас в Израиле. В России живут около 700 караимов (в том числе в Москве -около 300), на Украине с Крымом - 1,4 тыс., в Литве - около 300 человек (живущие в России и других странах, входивших в состав СССР, караимы не отождествляют себя с евреями и считают самостоятельным народом). В Польше живет 1 - 3 тыс. караимов, в США, главным образом в Калифорнии, - 1,5 тыс. 100 караимских семей до сих пор остались в Стамбуле, и совсем небольшие группы имеются в Египте (в городе Каире) и Франции.
Секта самаритян имеет еще более древнее происхождение, чем караимы. Это группа древних евреев, которой во время первого изгнания еврейского народа из Палестины удалось остаться, а родине и которая затем, в конце VI в. до Р. Хр. при возвращении евреев из первой диаспоры не была принята в восстановленную религиозную общину, так как иудейское духовное руководство опасалось, что она смешалась с соседями. Отвергнутым пришлось создать отдельную общину.
Теологический анализ
Главный вопрос, который ставится при теологическом анализе, таков: как данный отрывок сообразуется с общей схемой Божьего откровения? При этом становится очевидным, что сначала необходимо ответить на другой вопрос, а именно: “Какова схема ...
Догматика ислама
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, хрис ...
Особенности католицизма
Католицизм – самое крупное направление в христианстве. Оно преимущественно распространено в Юго-Западной, Западной и Центральной Европе (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Бельгия, Австрия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), ...