Введение
В наши дни, интерес к восточнославянскому язычеству вновь набирает силу, издается множество трудов посвященных этой теме, но, к сожалению, многие труды авторов последних лет не всегда соответствуют исторической действительности. Так можно привести в пример труд Владимира Щербакова «Асгард – город богов» в котором автор приводит теорию о происхождении славянских богов из пантеонов Рима, Ассирии, Скандинавии, утверждая что, Перун, Тор и Юпитер одно и тоже лицо.
Русское язычество нашло широкий отклик в художественном искусстве так, например московский художник Николай Сажин все свои работы посвящает этой теме, но обогащая её собственной фантазией.
Существует множество различных мнений по поводу язычества некоторые, из которых утверждают, что оно носило мрачный характер, было практически безкультурным и не отличалось по своей сути от любой другой языческой религии. Другие - же наоборот твердят о самобытности религии восточных славян.
Целью данной работы является:
1. Выявить особенности язычества; почему новая религия, христианство, не вычеркнуло полностью язычество которое, казалось бы, не совершенно, почему оно внедрилось своими обрядами в обряды христиан?
2. Выявить повлияли ли обряды язычества на дальнейшее развитие «славянского менталитета».
3. Существовал ли в религии Древней Руси, четко выраженный пантеон богов?
4. Имели ли место обряд человеческих жертвоприношений.
Метод избранный автором для данной работы является описательным
Язычеством славян еще в древности интересовался Прокопий Кесарийский.
Самым монументальным вложением в изучение славянского язычества, в отечественной истории принадлежит Борису Александровичу Рыбакову. Борис Александрович Рыбаков рассматривал термин «язычество» как условное обозначение магии, поклонение силам природы, поклонение умершим предкам, и т.д.
Многие другие авторы научных трудов ссылаются на его работы, так на пример Мария Семенова придерживается схожих точек зрения, однако она уделяет много внимания мифам и сказкам (пример ссылки на сказки английского писателя Дж. Р. Р. Роуэла). Семенова так же наделяет низших божеств: леших, русалок, домовых, водяных и др. условно - положительными качествами. Мария Семенова отождествляет славянского бога Перуна со скандинавским богом Тором.
Александр Белов в свою очередь проводит уверенно аналогию между Тором и богами других народов.
Вопросами о русском язычестве занимались не только в двадцатом веке. Нельзя не упомянуть Касторского «Начертания славянской мифологии» в1841 г.
Н. О. Костомаров в «Славянской мифологии» в г. Киеве 1848. Так же описал язычество Руси.
Многие авторы пытаются вывести язычество древней Руси от Индоиранской мифологической группы. А.Н.Веселовский в своем труде («Калики, перехожие и богомильские странники» Вестник Европы. Седьмой год. т. 2 с.700. ) не исключает индоиранского влияния однако его идея о миграции сюжетов предполагает Византийское, христианское влияние.
Л. Нидерле начинает обзор широко известных богов с Перуна, полагая, что он не был богом одних только русских У полабских славян он Отразился в названии дня недели — четверга — «перуновым днем» Славянский бог Перун тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу. Сопоставления эти идут еще дальше одно из пачканий оси а Индры, повелителя дождя, громов и молний из древнеиндийского эпоса «Ригведы» — Парджанья.
Этимология слова Перун, по мнению М. Фасмера, связана со значением «разящий, гром» Р. Якобсон. Вяч. Вс. Иванов и другие ученые соотносят это слово с хеттским perunas — «скала».
Язычество Киевской Руси имело свои неповторимые черты, возможно, оно наложило свой отпечаток на менталитет современных россиян своим неповторимым характером?
Язычество было почти уничтожено принятием христианства, но не все согласились принять новую религию и еще долго князья вместе с церковью пытались искоренить поклонение языческим культам и силам природы, но это им не удалось наоборот, языческие обряды проникли в христианские, примером тому могут служить празднование «Масленицы» и «Ивана Купала».
Екатерина II. Первые иезуиты.
Первые попытки проникновения иезуитов в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг. Иезуиты обосновались в Полоцке ещё в 1582 г., вскоре после захвата города польским королем Стефаном Баторием. Он хотел сделать его пл ...
Вопросы теологического характера
Мы просто посмотрели на официальные высказывания представителей Новоапостольской церкви относительно их собственного места в истории Церкви и в распространении веры. Теперь же посмотрим на некоторые вопросы, касающиеся самого предмета вер ...
Протестантизм в России
Протестантизм в России имеет 400-летнюю историю. Первые немецкие лютеранские церкви и общины появились в России в XVI в., еще во время Реформации. На рубеже XIX – XX вв. насчитывалось около 200 лютеранских церквей, объединявших более 1 10 ...