История и предпосылкиСтраница 1
Возникновение христианства было подготовлено долгим и мучительным процессом исторического созревания человечности, духовности, нравственности в обществе неравенства, угнетения, несправедливости и жестокости. Ведь христианство впервые в доступной широким народным массам религиозной форме выразило нравственный протест против бесчеловечности, бездуховности и безнравственности земной жизни, где царит произвол силы и власти, где в отношениях между людьми господствуют низменные страсти и мотивы поведения - корыстолюбие и алчность, жадность, подлость и коварство, жестокость и бесчеловечность.
Это течение возникает как фантастическое, превратное отражение бессилия трудящихся в борьбе против эксплуататоров, как своеобразное социальное движение масс, мечтавших о чудесном избавлении от рабства, о приходе «божественного счастья».
Христианство (от греческого слова «christos» - «помазанник», «Мессия»), зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. К этому времени Римская империя достигла вершины своего могущества, подчинив своей власти весь бассейн Средиземного моря с прилегающими к нему отдалёнными странами, населёнными многочисленными народами. Она являлась единственной и самой могущественной державой того времени, перед которой были вынуждены покориться все народы. После жестокого подавления Римом массовых восстаний рабов, полусвободной бедноты и покорённых народов в первом веке до новой эры во всём Средиземноморье стали распространяться настроения отчаяния и безнадежной подавленности. Массы людей не видели реальных путей избавления от гнёта поработителей, что создало реальные предпосылки для распространения и проповеди мессианских учений, обещавших всем подавленным и угнетённым скорое избавление посредством чудесного вмешательства сверхъестественных сил, посредством чуда. Эти настроения особенно характерны были для иудеев - бедного народа, проведшего почти всю свою историю под гнётом Египта, Вавилона, Рима. Именно в их среде, то есть между угнетенных рабов, полусвободных и разорившихся под непосильным двойным гнётом - власти собственной царя и первосвященников и римских прокураторов - общинников, получили большое распространение идеи скорого прихода Мессии, о котором много говорилось в иудаизме. Именно поэтому над существовавшими религиями возобладала религия новая, универсальная, не знавшая никаких вносящих разделения обрядов, обращавшаяся ко всем "страждущим и обременённым", вне зависимости от их этнической принадлежности и социального положения. Она провозглашала духовное равенство - равноценность перед Богом всех людей вообще, обещала им окончательное избавление от всех бед и страданий в царстве божьем. Такой религией стало христианство, получившее своё название по имени Иисуса Христа.
Христианство выступило как моральное осуждение этого мира насилия и подлости, возвысив тем самым мораль над всеми сферами общественной жизни, придав ей абсолютное значение в жизни каждого отдельного человека. Именно этот могучий духовный потенциал, присущий христианской религии, позволил ей в исторически короткие сроки овладеть душами миллионов людей, и в том числе вовсе не принадлежащих к угнетенному и порабощенному классу. Религия любви и смирения, возникшая на окраинах империи среди самых обездоленных слоев населения сумела сделать то, что не могла сделать никакая другая традиционная религия и идеология вообще, опирающиеся на представление о могуществе своих богов и апеллирующие к силовым способам решения человеческих проблем. Она сумела проникнуть в самое сердце Римской империи и, несмотря на жесточайшие гонения, которым подвергались её носители, продемонстрировала своё превосходство над эклектической религией и идеологией Рима, который при всем своем видимом могуществе изнутри был охвачен гнилью. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первое десятилетие своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. На поверхности явлений казалось, что весь мир служит величию Рима и благополучию римских граждан. Практически все цивилизованные народы находились в подчинении Римской империи, обладающей мощной армией, политической и правовой организацией и огромным количеством рабов, чей труд позволял римским гражданам пребывать в состоянии праздношатающихся пенсионеров и требовать от своих правителей и патронов лишь "хлеба и зрелищ". Однако в действительности величие Рима давно уже клонилось к закату в условиях нарастающего социокультурного кризиса всего рабовладельческого общества. Огромные богатства, добытые в непрерывных войнах, раскололи римских граждан на кучку богатейших патрициев и массы неимущих - "пролетариев". Развернувшаяся между патрициями борьба за власть, дающую неимоверные богатства, давно привела к падению республики и воцарению режима личной деспотической власти принцепса, а позже императора, перед которым и богатые сенаторы, и бедные плебеи должны были равно трепетать. Грабежи других народов, составляющие материальную основу процветания Рима, оборачивались неизбежной деморализацией масс римских граждан, живущих на подачки государства и патронов, и ведущих бессмысленную пустую паразитическую жизнь. Произвол императорской власти с её поборами, триумфами, проскрипциями и конфискациями, высылками и казнями неугодных, с разгульными пирами и оргиями, устраиваемыми императорами и не предполагающими возможности отказа от участия, корысть и интриги приближённых к императору в борьбе за власть, - всё это делало жизнь всех без исключения весьма опасным занятием. Всеобщее бесправие и незащищенность ни собственной жизни, ни тем более имущества, постоянная угроза самому существованию, которое-то и жизнью было уже назвать затруднительно, подпитывало процессы морального упадка и разложения во всех кругах римских граждан и порождало настроения безысходности среди всех слоев населения. Не находя выхода из такой исторической ситуации, одни римляне, которые могли себе это позволить, ринулись в разгул чувственных удовольствий и страстей, устраивая самые изощренные оргии и вакханалии, напоминающие больше всего пир во время чумы. Другие, более образованные, были охвачены настроениями апатии и безнадежности, пытались искать спасения в уходе в мистику или новомодные философские учения стоицизма и скептицизма. А третьи уже вовсе не были способны ни о чем задумываться, ибо вся их жизнь прошла в бессмысленном прозябании в ожидании "хлеба и зрелищ". Таким образом, налицо были все симптомы системного социокультурного кризиса, нравственного разложения и упадка. Именно поэтому сознание невыносимости настоящей жизни перед лицом ещё более ужасного будущего, настроения приближения конца света стало доминирующим не только для угнетенных изгоев с окраин империи, но и для самих римских граждан. Тем самым подготавливалась почва для принятия и распространения христианских идей и верований, утверждающих возможность спасения и духовного возрождения человечества. Христианство смогло найти массовый отклик в сердцах всех людей, ибо давало простой и ясный ответ на самый мучительный вопрос по поводу тяжёлых времен и всеобщей материальной и моральной нищеты - почему так страшен мир и так печальна участь живущего в нём человека? Христианское сознание всеобщей греховности отвечало на этот вопрос со всей решимостью, отвергая всякие попытки самооправдания и поиска виноватых, как это делали другие религии, - да, это обстоит именно так, и иначе и быть не может; в испорченности мира виноват ты сам, виноваты вы все, твоя и ваша собственная внутренняя испорченность! Ни один человек не мог уклониться от признания за собой части вины в общем несчастье, и признание это стало в христианстве предпосылкой духовного спасения. Общераспространенному чувству, что люди сами виноваты во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека. Нужно было только указать путь спасения, который отличался бы от традиционных способов, был легко понятным широким массам и поражал воображение. Вместо принесения в жертву своих врагов, жертвенных животных или самого себя для умилостивления того или иного оскорбленного нечестивым человеком божества, здесь Бог Сам приносит Себя в жертву во имя искупления человеческих грехов! Этим Он показывает всю глубину своей любви к человеку, которая только и может вызвать искреннее ответное чувство и стремление к покаянию, очищению и исправлению в душе человека, даже самого закоренелого грешника. Вместо сурового, требующего повиновения и умилостивления, надзирающего и карающего бога, христианство показало человечеству Бога самоотверженности, любви и самоотречения, морального Бога, ставшего на многие века для миллионов людей идеальным критерием, мерилом добра и справедливости. Жить по божески - это стало означать жить, сознательно ориентируясь на добро, проявляя милосердие и сострадание к ближнему, с внутренним сознанием собственного несовершенства и необходимости покаянного искреннего самоочищения.
Православие на Орловщине в послевоенный период
В начале Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь в лице митрополита Сергия обратилась к духовенству и верующим с призывом встать на защиту Отечества. Начался сбор средств для защиты Родины. Однако, как это ни покажется ст ...
Международное Общество Сознания Кришны (МОСК)
«… побочные продукты тела, а именно дети… Человек, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,… должен считаться подобным ослу»*
Корни МОСКа уходят в 15 век, когда Чайт ...
Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и новейшее время Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - наци ...