Молитва в жизни мусульманина.
Молитва, будучи вторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочетании с ними. Каждый элемент ритуального действа (ибадат) должен быть изучен в рамках “целого”, наивысшим проявлением которого служит единство Аллаха {тавхид). Молитва же является — или, скорее, должна быть — ключом в поисках того, что мавлана Фазлур Рахман Ансари определил как “единое существование (тавхиди)”; молитва оказывает поддержку в личной и общественной жизни тем, кто искренне старается стать настоящим мусульманином.
Молитва в исламе неразрывно связана с таким понятием, как тавхид, то есть единосущие Аллаха. Она отражает Его и направляет к Нему. Тело при этом вовлечено в физические ритуальные процессы, сердце внимает величию Аллаха, а сознание следует за основополагающими моментами молитвы; все вместе это служит для достижения Единого.
Концепция достижения единства с Аллахом путем так называемого “вертикального поиска”, когда верующий избегает вторжения в свои ритуалы всего земного (так называемого “горизонтального поиска”), является необоснованной по отношению к исламу.
Связь между духовным и мирским Прослеживается и в случае восхождения (мирадж) Пророка Мухаммада, позволившего ему достичь наивысшей точки в своих поисках Аллаха. И если человек все, к чему он стремился в жизни, было существование в присутствие Аллаха, то он бы остался там. Но он тем не менее вернулся на землю, поскольку именно на земле были его корни, там он превратился в сознательную личность и там среди альнас, семьи Аллаха, ему открылся лик Аллаха.
Ключевыми идеями Корана выступают необходимость непосредственного общения с Аллахом (через молитву), поиск Его благоволения, полная отдача себя в Его руки. Поиск лично значимых и социально адекватных путей преображения обычного человека в истинного мусульманина, его стремление достичь единства с Аллахом на первый план неизбежно выводит нашу молитвенную практику.
Тем не менее, человек может педантично выполнять все свои обязанности молящегося, но при этом ни на йоту не приблизиться к нашему Господу. Когда мы читаем о том, как молились первые мусульмане, нас не может оставить равнодушным факт их полного подчинения духу благочестия и смирения, что было осуществимо лишь благодаря постоянному
осознанию повсеместного присутствия Аллаха в зкизни каждого из нас. И именно эта формула “в присутствии Аллаха” является жизненно важным эюементом молитвы, — элементом, которым многие из нас, к сожалению, пожертвовали ради формальной упорядоченности ритуала
Генезис российской философской мысли
Отечественный культурный слой в материальном и духовном отношении насчитывает более тысячи лет, и то, что происходит каждый раз на его поверхности, может быть фундаментально объяснено не только анализом действия сиюминутных факторов, но и ...
Книги иудаизма
Пятикнижие - пять первых книг канонической еврейской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Деление на пять книг, было сделано задолго до разрушения Второго Храма и возможно, продиктовано техническими соображениями (например, ...
Павел I. Расцвет деятельности иезуитов.
В период правления Павла I положение католической церкви было как никогда прочным. Новому царю, исходя из его отношений с ма- терью, полагалось бы ненавидеть все ее начинания. Но именно при Павле «Обществу Иисуса» не приходилось беспокоит ...