Мистицизм в иудаизме
Появление в условиях начала всеобщего религиозного брожения в Месопотамии, книги Иезекииля дало толчок развитию мистических трактовок канонических текстов. В то время как потенциальные оппозиционеры-мистики видели будущее иудаизма в интернационализации учения, непримиримо настроенные раввины ставили своей целью попытку реставрации теократического государства.
В среде мистически настроенных иудеев личный опыт ставился на первое место, исполнение традиционных заповедей – на второе. Мистический и раввинский иудаизм постепенно отдалялись друг от друга. Мистики в своих текстах уходили в многословие вплоть до создания своеобразной еврейской литургии, в то время как талмудисты работали над однообразием форм, считая чрезмерное рвение к молитве и экстатическое многословие сродни словоблудию, чуждому настоящему иудаизму. Ратуя за сдержанность в обращении к Богу, раввины, по-видимому, пытались исключить использовании молитвы как одной из форм колдовства, при котором человек посредством технических приемов пытается осуществить свою личную власть.
Древняя мистика была преимущественно последовательным развитием библейского антропоморфизма и мифологии, противопоставлявшихся рациональному иудаизму. Новая мистика, первые практики и распространители которой появились в конце XII – начале XIII в, своими достижениями в большей степени обязана стихийному энтузиазму людей, учившихся самостоятельно и не относящихся к кругу раввинов.
Следует учитывать исторические особенности развития собственно еврейской мистики в свете почти синхронного появление новых религиозно-философских концепций в различных регионах. “Одновременность” религиозных новшеств в Египте, формирования монотеизма, сменяется позднее почти одновременным бурным развитием еврейской мистики, буддизма, джайнизма, учения Заратустры, даосизма, греческой философии и конфуцианства. По мере своего развития основная трансцендентная концепция иудаизма привела к тому, что “культ частично утратил связь с ритуалом, магией и приобрел более высокую трансцендентную устремленность – процесс, который имеет некоторые интересные параллели с тем, что происходило в Индии”. Еврейская мистика прошла путь от наивного магического практикума до многоуровневой системы эзотерических воззрений с присущими ей специфическим языком, нетрадиционной логикой, аллегорическими интерпретациями и мифологическим мышлением. В иудаизме мистика стала возрождением мифологии, а иудаизм, обогащенный мистическими построениями, стал, по сути, одной из европейских философских учений. С появлением в еврейских кругах понятия эзотерической мудрости начался неизбежный процесс размежевания между теми, кто пытался искать истину, и теми, кто ставил своей задачей укрепление веры в то, что определенные постулаты и правила поведения истинны. Поскольку в результате строилось “два мира совсем отдельных, почти противоположных интересов”, пропасть со временем лишь углублялась до того момента, пока подмены и спекуляции в лагере ортодоксов не соприкоснулись с лукавством и желанием лояльности из лагеря каббалистов. С этого момента начинает свою историю общая иудейская система иерархии и авторитетов, позволяющая мистические настроения раввинам и закрывающая не прошедшим раввинскую школу путь к мистике.
Буквально и метафорическое толкование Писания
Третий спорный вопрос в современной герменевтике затрагивает буквальность, с которой мы толкуем слова Писания. Более либеральные теологи заявляют, что такие события, как грехопадение, потоп и пребывание Ионы во чреве рыбы следует понимать ...
Иудаизм-первая монотеистическая религия
Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.
Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ...
Понятие ветхозаветной религии. Сходство ветхозаветной религии с другими религиями
Ветхозаветная религия имеет многие черты, общие для большинства религий. К ним относятся, например, учение о личном Божестве, об Откровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости жертвоприношений (кровавых), мо ...