Великое татаро-монгольское нашествие.
После смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением общенационального единства оставалась русская православная церковь. С монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6]. Жестоко пострадав во время нашествия на Русь кочевников, претерпев их сокрушительные набеги, русская церковь все же получила некоторые льготы, прежде всего потому, что завоеватели-язычники были терпимы к любой религии. Такое положение, признанное сначала de facto, получило затем подтверждение в охранительных грамотах-ярлыках. Однако русская церковь полностью разделила историческую судьбу своего порабощенного отечества.
Смерч Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи рынки.
Хотя, по мнению Гумилева (и есть определенный резон с ним согласиться), великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.
Следует также отметить, что Русь явилась своеобразным буфером, принявшим на себя всю силу монголов, вследствие чего они не дошли до Европы, а остановились на самом краю ее. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко на западе продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась десятинная церковь[7], в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы на о-ве Сите, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.
В 1274 году во Владимире-на-Клязьме состоялся Церковный Собор, в котором участвовало духовенство Суздальской Руси, Великого Новгорода и Полоцка. Собор содействовал укреплению единства церковной организации.
Психологическая обработка личности в тоталитарной
секте
Как только новый человек попадает в деструктивный культ, он становится объектом пристального внимания членов организации. На первом этапе он подвергается мощному влиянию, носящей название "бомбёжка любовью". Данный вид психологи ...
Роль христианства в формировании культур Запада и России
Во многом особенности Римско-католической церкви объясняются ее историей, неотделимой от истории Западной Европы и от ценностей европейской цивилизации. После падения Западной Римской империи в конце V века церковь оказалась единственной ...
Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»
Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях героев и богов из Племен Богини Дану, следует выяснить, не являлись ли для кельтов сами герои божественными существами?
Ведь в мифах, несмотря на официальное почитание Туата Де Дананн, устано ...