Структура и ареал распространения Ассирийской Церкви Востока. Краткая история и становление структуры церкви
Основу церкви положил апостол Фома. Именно с него и его проповеди в 35-37 годах начинается история церкви. Позже, по преданию, в 54 г., здесь проповедовал Петр. Центром новой церкви стала община столицы Парфянской империи - Селевкии-Ктесифон. (ныне Багдад) В 310 году ее епископ объединил общины по апостольскому образцу и, централизовав церковь и сосредоточив власть в своих руках, принял титул Католикос Востока. Из-за того, что главенствующей религией Парфии, а затем Персии, был зороастризм, правители подозрительно относились к христианам, видя в них сочувствующих своему главному врагу – Риму (позднее Византии). Поощряемые шахиншахами, народные массы время от времени проводили погромы христиан.
В 410 г., на проходившем синоде церкви, католикосом был принят новый титул – Патриарх. На нем же были получены и одобрены решения Никейского Вселенского Собора и его символ веры. После поражения несториан в 431 году, преследуемые на западе, многие из них перебрались в Персию, а в Эдессе создали мощную теологическую школу. Ассирийская Церковь приняла символ веры, который проповедовался Несторием, и отвергли решение Халкидонского собора, и таким образом отмежевалась от прочих христианских церквей. В VII-XI веках – самая обширная по территории христианская церковь. Её посланники дошли до Китая и Монголии, куда первые принесли христианскую веру. В период расцвета насчитывалось более 300 епархий и 50 митрополий. Значительным было влияние церкви в Индии, где до XVI века существовала обширная община (была частично присоединена к католицизму португальцами). Почти полностью церковь уничтожил Тамерлан. В результате этого холокоста, в 1450 году выбранный патриарх издал закон, по которому эта должность должна передаваться только в пределах его семьи (обычно патриарху наследовал его племянник, так как сам патриарх придерживался целибата).
В XVI веке в Османскую империю прибыли католические миссионеры. Первоначально они должны были проповедовать веру среди турок, но по исламским законам каждому отступнику от веры Аллаха грозила смерть, и поэтому миссионеры были вынуждены ограничится деятельностью среди местных христиан. В 1551 г., после выбора очередного патриарха, часть влиятельных семей выбрала в качестве альтернативного патриарха Иоанна Сулаку, монаха из монастыря Раббан Хормизд. Новоизбранный патриарх совершил путешествие в Рим, и он, и его сторонники признали примат папы, создав таким образов ассирийскую униатскую Халдейскую Церковь Вавилона. В 1692, Халдейский патриарх Шимун XIII отказался от унии. Тем временем в 1607 и Ассирийский патриарх Илия VIII перешел в унию, однако уже его преемники также отказались от нее. Таким образом, в 1692 стало два ассирийских патриарха. Один – Шимун находился в Азербайджане, а другой – Илия – в Элокше, недалеко от Мосула. В 1804 старшая линия Илии пресеклась, так как последний не имел племянника, который бы ему наследовал. Таким образом, линия Шимуна стала единоличной главой Ассирийской Церкви Востока.
Из-за гонений во время первой мировой войны многие из них переселились в США и Европу. В том числе и Патриарх, чьей резиденцией стал Сан-Франциско. В 1964 начались диспуты, вызванные решением Мар Шимуна о принятии Григорианского календаря. Кроме того, оппозиция была недовольна проживанием патриарха в США, они считали, что патриарх должен находиться в Ираке – рядом с верующими. Кроме того, недовольство вызывала и старинная традиция наследования престола. Оппозицию поддерживал Мар Фома Дармо, ассирийский митрополит Индии. В 1968 году он приехал в Багдад и рукоположил трех епископов. Они собрали синод и выбрали Мар Фому патриархом, в противовес Шимуну. В следующем году Фома умер, и в 1970 его преемником стал Мар Адаи, митрополит Багдада. В 1975 церковь потрясло убийство патриарха Шимуна XXI. Линия наследования патриаршего титула прервалась. Новый патриарх Динха IV перенес резиденцию в Чикаго. Однако раскол не прекратился. Сейчас у патриарха Динхи 11 епископов (400 тысяч верующих ассирийцев, из них в Ираке 58 тысяч и 100 верующих в Индии), у Адаи - 5 (около 100 тысяч верующих, из них в Ираке 23 тысячи). Последнее нестроение в Ассирийской церкви произошло в конце 2005 года, когда калифорнийский епископ Мар Баваи был уличен в переговорах с Римом о присоединении к католической церкви, после чего он был отстранен от управления епрхией и извержен из сана. Однако Мар Баваи низвержения из сана не признал и начал судебную борьбу за приходское и епархиальное имущество.
Хариджизм
Хариджизм (араб. “аль-хаваридж” - “выступающие”) - сравнительно мало известное третье (помимо суннизма и шиизма) направление ислама. Сложилось в конце 50-х годов VII в. в процессе развернувшейся в Халифате борьбы за власть. Его образовала ...
Основные духи и животные – хранители
Воззрения народов региона Центральной Азии от Сибири до Тибета включают в себя следующие общие для всех мифологические представления: вселенная состоит из трех миров: Верхнего или небес, Среднего или земли, мира в котором живем мы, и Нижн ...
Вмененная праведность Христа
Теологи рационалистического и моралистического направления в протестантизме социниане, арминиане и некоторые современные либералы - утверждают, что согласно Павлу, Бог приравнивает веру к праведности (либо потому, что она исполняет новый ...