Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период. Предпосылки возникновения
движения ханифов.Страница 1
Движение ханифов ( хунафа - мн.ч., арабизированое
сирийское “ханпа” - язычник). “Это слово было скорее всего принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими проповедниками, так они называли нехристиан”[6]. И появилось оно в Аравии задолго до возникновения ислама. Это люди, провозглашавшие единобожие Аллаха, отвергали поклонение идолам, которые находились в Каабе, призывая пойти по пути Авраама (Ибрахима). Древнейший летописец Ибн Исхак описывает: “Сограждане наши находятся в заблуждении, они извращают истинную веру Авраамову. Доколе будем мы, как они, вертеться вокруг камня, который не видит и не слышит и не может сделать нам ничего худого или доброго. Поищем веры лучшей, чем эта” [7]. Ханифы, борцы против идолов и многобожия, провозглашали единую веру в Аллаха. Эта была реакция против господствовавшего в то время язычества и различных культов. Это время известно нам как джахилийа (араб. “неведение”). “Джахаль” - необузданный, жестокий, дикарь. Именно так можно охарактеризовать человека той эпохи. Иными словами, для этого периода характерно, что человек подчиняется своим страстям и желаниям. И религиозное движение ханифов появилось как ответная реакция на духовную обстановку Аравии.
Центром Западной Аравии считался город Мекка, куда съезжались арабы для торговых сделок и посещения храма Кааба, названный так по внешнему виду, напоминающий сооружение кубической формы (араб. “Каъаба” - куб). Мекка издревле была известна тем, что со всех концов аравийцы оставляли своих идолов в храме, для поклонения им. Там их насчитывалось около триста шестидесяти богов и богинь влиятельных племен и родов с южной, северо-западной, северо-восточной и центральной Аравии.
Хубал - это главное божество, из тех которые находились в этом храме. Об этом идоле нет сведений в Коране, известно, что и раньше в Хиджазе поклонялись ему, после чего он стал богом войны племен курайшитов, хинана и тихама. Сделан он был из красного камня (сердолика), а отбитая правая рука была заменена золотой. Перед Хубалом приносились жертвы из животных.
В Каабе находились идолы трех влиятельных дочерей Аллаха, они почитались по всей Аравии, и были главными божествами арабов, их имена: Манат, Аль-Лат и Аль-Узза. Святилище для Манат было в Кудайде, при дороге из Мекки в Медину, там её почитали знатные племена аус и хизрадж. Богиня судьбы и смерти [8]. Аль-Лат высоко почиталась по всей древней Аравии. Но особо популярна она была в Хиджазе, где около Таифа в долине Ваджж находилось её святилище и символ - белый камень [9]. Ал-Узза (араб. “Могущественная” ) древнее аравийское женское божество, в V-VI вв. до н. э. почитавшееся во многих местах Аравии [10].
Все эти богини перенесены в Каабу и входили в состав теофорных имён. Ханифы, выступая против идолов, отвергали эти божества. Каждый клан имел своего бога-идола, который был и отличительным знаком этого племени. Колдовство в этих местах было неотъемлемой частью жизни любого аравитянина. “Колдовские обычаи были освящены многовековой местной традицией и считались неотъемлемым атрибутом повседневной жизни”[11].
Потомки Иоктана из Южной Аравии жили на территории современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена. Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской плотины во II в. н. э. многие племена арабов-иоктанитов двинулись к северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти племена были приверженцами политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная триада состояла из Солнца, Луны и Утренней (Вечерней) звезды, как бы семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице: Шамаш (солнце), Син и Астарта. В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало “божества”. В Минее Луна называлось Wadd, в Катабане - Аmm, в Хадрамауте - Sin, в Сабее - Ilumguh. Астарта имела такие эпитеты, которые включали в себя специальную формулу обета: “Astar Shargan” (Астарта востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar Dhu Qabdim (Астарта богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и их считали членами триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес), Halfan (клятва), Halim (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami (Единственный, кто слышит).
История догмата иконопочитания. Раннехристианские изображения
Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский симво ...
Ведийский период.
Корпус ведийских текстов
Приблизительно с середины II тыс. до н.э. в Индию вторглись воинственные кочевые племена ариев, в вместе с ними – и совсем иной мир ритуальннно–мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация, в это время, клонилась к упадку и арии е ...
Становление монастыря.
По окончании строительства преподобный Стефан отправился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и ...