Этноконфессиноальные характеристики ислама на территории Донецкой области
Донецкая область является вторым по численности мусульманского населения регионом Украины. Согласно отчету Отдела по делам религий Донецкой областной государственной администрации, на 1 января 2008 года на территории области проживало более 35 тысяч мусульман, в том числе – 1100 иностранных студентов. Из 22 мусульманских организаций области три являются независимыми, а остальные относятся к одному из конкурирующих центров – прежде всего Духовному управлению мусульман Украины и Духовному центру мусульман Украины [7]. Сильные позиции занимают также община «Нур Аллах» (Макеевка), тяготеющая к сближению с Духовным управлением мусульман Европейской части Российской федерации (Уфа), и Донецкая городская организация «Аль-Амаль» (филиал Межобластной ассоциации общественных организаций «Арраид»). Каждый из этих центров готов принять «на себя обязанность покровительства над мусульманами Украины, независимо от их национальной принадлежности» [5]. В 2007 году завершилось строительство мечети в Мариуполе, где принимали участие представители азербайджанской и турецкой общин. Этнический состав мусульман Донецкой области характеризуется преобладанием поволжских татар и турков-месхетинцев. Последние массово эмигрировали на территорию области из Узбекистана в результате этнических конфликтов рубежа 80-90-х годов, компактно расселились в Славянском и Артемовском районах. Напряжение в отношениях с ДУМУ привело к попыткам создания собственного духовного центра, поддерживающего связи с Турцией [8, с.169].
Выразителем интересов студенческой диаспоры из стран, традиционно считающихся исламскими, является организация «Аль-Амаль», создание которой было инициировано религиозно активными студентами из Сирии, Йемена, Судана, Палестины, Иордании, Алжира и т.д. Организация зарегистрирована в Донецке в 1997 году и сосредоточилась на объединении студентов из арабских стран и просветительской работе среди татарского населения области. Под патронатом этой организации созданы просветительские курсы по изучению арабского языка, культуры и основ ислама в Донецке, Макеевке, Шахтерске, Торезе.
Среди мусульман Донецкой области встречается также немалое количество представителей славянских этносов, интерес которых к исламу является характерным для региона. К примеру, значительный процент славян насчитывает Донецкий областной центр ислама, основанный в 1993 году под руководством Е.В. Дутова. Основное направление работы центра – культурно-просветительская деятельность, распространение исламской литературы, проведение семинаров и т.д.
Можно констатировать, что этноконфессиональное развитие ислама в Донецкой области имеет некоторые характерные черты. За годы независимости Украины начался процесс духовного возрождения исламски ориентированного населения в разных районах области, созданы религиозные и общественные организации, занимающиеся культурно-просветительской деятельностью. Несмотря на некоторые конфликты между конкурирующими духовными центрами и этническую напряженность, можно говорить о значительной толерантности в отношениях между мусульманскими общинами Донецкой области и их отношениями с органами государственной власти.
Античные мыслители о религии.
Еще в античную эпоху, у писателей и мыслителей греко-римского мира, мы находим интересные, нередко глубокие мысли о корнях религии. Появление этих мыслей падает на годы обострения политической борьбы: в Греции с VI-V вв., в Риме с I в. до ...
Хануман
Широко известен как бог обезьян. В эпосе «Рамаяна» упоминается, что Рама с помощью Ханумана, главы обезьян, собрал армию и сразился с царем демонов Раваной для того, чтобы освободить Ситу. Преданность и покорность Ханумана своему учителю ...
Доклассический период
Доклассический период мифологического развития совпадает с периодом собирательно-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейших, то есть материнской общины или,как принят ...