Избрание семерых (6:1-7)Страница 2
С этого момента текст начинает приобретать необходимую для развития основного сюжета динамичность. Лука готовит своих читателей к переломному в основном сюжете событию: обращению проповеди верующих к язычникам, событию, в котором примут участие двое из избранных: Стефан (гл. 7) и Филипп (гл. 8).
Но прежде, чем показать новый географический этап распространения Слова, Лука, заканчивая предыдущую часть, делает первое обобщение о распространении Слова: «И Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (6:7).
Итак, первая часть замысла Божьего выполнена («будете мне свидетелями в Иерусалиме .» 1:8). Следующий объект свидетельства — Самария. Однако прежде, чем ученики начнут свидетельствовать язычникам, необходимо, чтобы произошло событие, способное изменить их исключительно иудейское восприятие наступившего Царства Божьего. Таковым событием окажутся смерть Стефана и гонение, обрушившееся после этого на Церковь.
Смерть Стефана и начало гонений (6:8-8:3)
Арест Стефана, его допрос в синедрионе, побиение камнями и начало гонений — все эти связанные между собой события представляют собой очередной этап развития основного сюжета, являясь в то же время отдельной подсюжетной линией.
Описание ареста Стефана (6:8-15) готовит читателя к его проповеди перед синедрионом (7:1-53):
Во-первых, Лука показывает, что эта проповедь будет не столько свидетельством Стефана, сколько действием Святого Духа, и поэтому никто из людей не сможет ей противостоять (6:10).
Во-вторых, автор обращает внимание читателя на тот факт, что основным содержанием свидетельства Стефана будет то, в чем его обвинили: «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие (храм и Иерусалим) и закон» (6:13). Наступление Царства Божьего в эсхатологических ожиданиях иудеев имело четкие географические рамки: Иерусалим, в котором находился храм, Дом Божий. В это Царство Божье должны были войти все верные завету иудеи как единственная нация, избранная Богом. Свидетельством этого особого избрания был тот факт, что именно Израилю Бог дал на Синае Свой закон. Таким образом, проповедь Стефана будет посвящена теме наступления Царства Божьего.
В-третьих, делается замечание, что все, смотря на Стефана, «видели лице его, как лице Ангела» (6:15). Здесь мы видим двойную типологию:
•Когда Моисей сходил с горы Синай со скрижалями закона, то «лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29-35). Лука вводит в повествование мотив исхода Божьего народа.
•Также присутствует параллель с эпизодом из жизни Христа: Его чудесным преображением незадолго до Его последнего отвержения среди иудеев в Иерусалиме и мученической смерти (Лк. 9:29-31). История Христа проецируется на историю ранней Церкви в лице Стефана, поэтому данный отрывок можно назвать литературным пророчеством об окончательном непринятии Христа народом Израильским и о мученической смерти Стефана.
Проповедь Стефана состоит из четырех основных частей:
1) Изложение истории патриархов: Авраама, Иосифа и Иакова (ст. 1-16);
2) История Моисея как исполнение обетований, данных Аврааму (ст. 17-43);
3) Изложение истории скинии и храма (ст. 44-50);
4) Заключение проповеди (ст. 51-53).
Речь Стефана в первую очередь развивает, как мы заметили ранее, один из наиболее важных подсюжетов Книги Деяния: восстановление Царства Божьего и его характер.
Первая часть (ст. 1-16) говорит о географических рамках Царства Божьего, поэтому для Луки не так важны история и сами личности патриархов, как та территория, на которой развивается история:
Свободомыслие.
Идейный конфликт между религиозным духом и в различных конкретно - исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия.
Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее ...
Идея самообновления.
Идея подлинного самообновления ислах включает в себя понятие свободы выбора обновить свою жизнь. В истории ислама уже происходили горячие дискуссии на тему свободы выбора и предопределения. Осталось немало документов, посвященных описан ...
Библия: культурно-историческое значение
Знаменитый французский историк религии Эрнест Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами: "Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в результате которого благороднейшая част ...