Корни религиозных взглядов славян
Славянские племена входят в число индоевропейских народов, поэтому многие исследователи находят большое количество параллелей между язычеством славян и других народов индоевропейского происхождения.
К примеру, все славянские племена имели Перуна в своих пантеонах; это божество упоминается в народных сказаниях, его имя сохранилось в названиях географических объектов. Это имя имеет индоевропейское происхождение (от корня per/perk, "ударить", "расколоть") и обозначает бога грозы. В его культе много общего с культами ведического Парджанья и балтского Перкунаса.
Богиня плодородия и земли, матерь Лада, очень схожа по своим функциям и легко узнаваема в, например, аккадской богине Иштар. Причём не только её образ, но и имя имеет также общеиндоевропейское происхождение: «об этом говорит малоазийское lada — «жена», германское lapu, lapa (магическое заклятие), имя Лето (Латоны) — матери Аполлона и Артемиды», - пишет исследователь древнеславянской мифологии Д.М. Дудко. Этот образ Великой богини известен нам ещё по изображениям, сделанным кочевниками иранского происхождения — скифами, от которых он и был перенят нашими далёкими предками — славянами. На них она изображена в образе крылатой женщины с одной или несколькими парами змей вместо ног. Далее этот образ был у антов, других предков славян на Восточно-Европейской равнине, потом он будет найден в XII веке в Киевской Руси. И даже в XX столетии изображения Богоматери-Оранты со змеями вместо ног будут использоваться на Украине в росписях пасхальных яиц.
Многим индоевропейским народам было свойственно создание мифа об многоголовом антропоморфном божестве. Так, они упоминаются в финно-угорских мифах. Существуют упоминания о трёхглавом боге Триглаве в житиях Оттона, епископа Бамбергского.
Хорс, бог солнца в пантеоне древних славян, восходит к иранскому Хурсиду, персонификации Солнца.
Яга — также богиня общеиндоевропейская. У греков ей соответствует Геката. У германцев - Перхта, Холь-да (Хель, Фрау Холле). У индийцев - Кали. Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи - чехи и словенцы. На Богоявление, когда Перхта летала со своей «дикой охотой», итальянцы сжигали чучело старой ведьмы Бефаны.
Велес, бог скота, богатства и мёртвых, тоже имеет индоевропейское происхождение и встречается в пантеонах многих родственных славянам народов. Его индоевропейские «сородичи» - балтские божества смерти Велс и Велона, литовские veles - тени усопших, скандинавские валькирии и Валгалла. Все эти мифологические имена, как и имя Велеса, происходят от индоевропейского корня wel - «умирать».
Из Вавилонии к иранцам, римлянам, германцам и славянам пришло представление о том, что семи дням недели соответствуют семь небесных светил. Так, пятница была днём богини плодородия (Венеры, Иштар, Матери Лады). Одно из славянских имён этой богини как раз и было Пятницей. Понедельник - день Велеса, четверг - день верховного бога-громовника.
Из всех индоевропейцев только славяне и иранцы дивами (дэвами) называли злых демонов, а бога именовали словом, восходящим к индоевропейскому bhagos - «счастье, удача».
Восприняли славяне и много зороастрийских религиозных и этических понятий - «вера», «святой», «рай», «небо», «гадать», «жертва», «благо», «зло», «каяться», месть» и др. «Чистыми» зороастрийцами славяне, безусловно, не были. Но учение Заратуштры, осуждавшее грабительские войны, вполне могло найти отклик у земледельцев, страдавших от набегов кочевников,- не только н Средней Азии и Иране, но и на берегах Днепра.
Миф о том, что мир был сотворён двумя противоборствующими сторонами, является общеиндоевропейским. Однако из всех индоевропейцев лишь у иранцев и славян эти стороны - не только творцы мира, но и его владыки-соперники, и при этом, братья. Причём, как утверждает Д.М. Дудко, его создателями, скорее всего, были финно-угорские племена. От этих племён его переняли индоиранцы, и уже от иранцев - славянские племена.
Коран – священная книга мусульман
Коран считается важнейшим источником шариата (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 ...
Литургия
Иерусалимского и Византийского типа
А. Иерусалимская группа.
1. Литургия Апостольских постановлений, содержащаяся во II и VIII книгах их (так называемые СА II и СА VIII).
2. Греческая литургия апостола Иакова.
3. Сирийская литургия апостола Иакова.
Б. Византийская групп ...
Основные идеи и мотивы Библии
Библия раскрывает перед нами священную историю человечества. Бог предстает в ней как создатель, сотворивший мир и установивший те законы, по которым этот мир должен существовать. Он является не только Творцом, но и Богом, участвующим в су ...