Славянский пантеонСтраница 2
Б. Рыбаков связывает Хорса с понятием колеса или чего-то иного круглого: “хоро”, “хоровод”. Поэтому скорее всего Хорс был богом Солнца как светила, которое делает свой суточный объезд вокруг земли, и в этом было его отличие от иных солярных божеств пантеона.
В Беларуси никаких свидетельств веры в Хорса не выявлено.
Возможно Хорс доблирует следуюшее солярное божество в списке – Дажьбог. Это божество упоминается во вставке в визант. “Хронику” Иоанна Малалы, отраженной в Ипатьевской летописи под 1144 г., “Слове о полку Игореве”. Дажьбог считался сыном Сварога.
В “Слове о полку Игореве” восточные славяне называются тут Дажьбоговьми внуками. Это дает основание считать Дажьбог родоначальником или опекуном восточных славян (или хотя бы князей). Кроме этого лингвисты отмечают еще одну функцию Дажьбог – распределителя богатства.
Основанием является этимология имени – Дажьбог ''бог-даятель''.
Адам Киркор высказывает мысль, что Дажьбог выступает как сын Перуна и его жены Громовницы.
Семантику праздника Каляды исследователь объясняет как отражение борьбы подземного царя Карачуна или распорядителя морозов Зюзи с самим Перуном. Перед приближением зимнего солнцестояния подземный царь предчувствует, что должен родиться Божыч, и поэтому хочет уничтожить ребенка. Для этого Зюзя превращается в медведя, собирает стаю волков (метелиц) и вместе с ними гоняется за женой Перуна. Громовница прячется от них и рождает Дажьбога (Живописная Россия).
Сохранились сведения н про Дажьбоговы камни. Один такой находится в Логойском р-не. На нем есть отполированные тарелковидные поверхности, которые, по всей вероятности, делались по ассоциации с формой солнца в честь Дажьбога. По сегодняшний день к этому камню во время праздников (особенно на Пасху) приносят подношения – монеты, цветы. По существующему поверью, это помогает при разных несчастьях. Например, чтобы вызвать дождь, должны были собраться 9 вдов и повернуть или приподнять этот камень.
Про идолы Стрибога вспоминается в “Повести временных лет”, “Слове о полку Игореве”. Ветры называются Стрибоговыми внуками, которые стрелами веют с моря. На этом основании возникает предположение, что Стрибог является богом ветра.
Некоторые исследователи (Иванов, Топоров) соединяют Стрибога с именем Дажьбог и распространяют на него функцию распределителя богатства и добра.
Существует также реконструкция, приведенная Б. Рыбаковым, по которой Стрибог – это только эпитет, а не основное имя главного божества.
В белорусских письменных источниках Стрибог не вспоминается.
Следующим божеством в списке указывается Симаргл. Его имя созвучно с вещей птицей иранской мифологии Симурга. Так, Рыбаков считает, что в восточнославянской мифологии Симаргл – божество низшего порядка, это священная крылатая собака, которая охраняет зерно н посевы. Также исследователь считает, что позже архаического Симаргла стали называть Переплутом. Культ Симаргла-Переплута был тесно связан с русалками.
В белорусских материалах следов культа Симаргла не выявлено. Есть основания считать, что культ Симаргла был заимствован восточными славянами Среднего Поднепровья от скнфо-сарматов. Не исключено также, что в конце 10 в. на современных украинских землях остались островки ираноязычного населения, которые верили в Симаргла
В списке называется и одно женское божество, расположенное последним – Мокош.
Что касается основных функций, то есть косвенные указания на связь ее с женским, а также сексуальным началом. Также, вероятно, она была связана с вилами. Этнографические данные свидетельствуют, что она соотносится со стрижкой овец, ткачеством.
Некоторые исследователи (Иванов, Топоров) воспринимают Мокош, как жену Перуна. Но одновременно выявляется мотив предательства жены Громовержца своему мужу с его противником. В результате чего она получает наказание: лишается божественного и семейного статуса, ссылается с неба на землю, в хтонические воды. В топонимике это отражается в названии “Мокошево болото”,
По ряду данных Мокош соотносится с сыростью (водой), темнотой. Если культ Перуна связан с четвергом, то Мокоши с пятницей. После принятия христианства аналогом Мокоши стала святая Параскева (с греч. ее имя переводится как пятница). С пятницей связаны специфические и очень строгие запреты на определенные виды работ (прядение, стирка), на еду и др. Пятница также рассматривается, как повитуха.
Финансы и имущество
Каждый член Новоапостольской Церкви обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода. Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме десятины жертвуют большие суммы на церковное строительство. Во многих странах новоапосто ...
Р. П.
Ц. на современном этапе
Русская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.
С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является ...
Дзен-буддизм
По традиции учителя дзена обучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено на сложных техниках медитации, а не на метафизических вопросах, включающих, например, понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько ...