ТворениеСтраница 57
Индивидуальные живые существа всецело зависят от совокупной энергии Всевышнего. Ни одно живое существо не существует независимо, так же как ни одна лампочка не светит сама по себе. Работа всех электрических приборов полностью зависит от работы электростанции, работа электростанции зависит от уровня воды в водохранилище, количество воды в водохранилище — от мановения Всевышнего. Таким образом, Всевышний является причиной всех причин.
Прана, жизненная сипа, возбуждённая виратпурушей, породила голод и жажду, и когда Он захотел есть и пить, открылся рот.
Процесс формирования органов чувств и способности к чувственному восприятию живых существ в утробе матери идёт по тем же принципам, что и формирование вират-пуруши — совокупности всех живых существ. Следовательно, высшая причина происхождения всего сущего обладает свойствами личности и желаниями. Всевышний хочет иметь различные ощущения и органы чувств, поэтому аналогичные органы чувств развиваются и у индивидуальных личностей. Это желание заложено в природе высшего существа, Абсолютной Истины. Всевышний обладает совокупностью всех ртов, поэтому рты есть и у индивидуальных живых существ. Точно обстоит дело с другими чувствами и органами чувств. Здесь рот олицетворяет все органы чувств, поскольку все они развиваются по одному принципу.
Из Его рта возникло нёбо, а вслед за ним — язык, после чего появились различные вкусы, чтобы язык мог наслаждаться ими.
Этот постепенный процесс эволюции даёт возможность объяснить принцип управляющих божеств (адхидайва), ибо Варуна — это божество, которое управляет всеми доставляющими удовольствие жидкостями. Поэтому во рту появляется язык, способный ощущать различные вкусы, за которые отвечает Варуна. Таким образом, появление Варуны связано с возникновением языка. Язык и нёбо, как органы тела относятся к категории адхибхутам, то есть являются формами материи; божество, осуществляющее эту функцию, является живым существом и принадлежит к категории адхидайвы, а личность, с которой это происходит, относится к категории адхьятмы. Так даётся ещё одно объяснение того, как возникают эти три категории после того, как вират-пуруша открывает рот. Четыре понятия, упомянутые здесь (рот, нёбо, язык и вкусы), раскрывают смысл трёх основных принципов: адхьятмы, адхидайвы и адхибхутам.
Как у ребёнка во чреве матери постепенно формируются различные органы тела, так и во чреве вселенной постепенно формируются различные члены вселенского тела Господа.
Сначала у Него появился рот, затем — орган речи и вместе с ним бог огня — божество, управляющее этим органом. Затем у него появились две ноздри, а в них — чувство обоняния вместе с праной, жизненным воздухом. Вслед за чувством обоняния возник полубог ветра, управляющий им.
Затем у вселенской формы появилось два глаза, а вместе с ними — способность видеть. Вместе со зрением возник управляющий им полубог Солнца.
После этого у вселенской формы появилось два уха, в которых возник слух, а в нём — Диг-деваты, божества, управляющие сторонами света.
Таково описание возникновения различных частей тела вселенской формы Господа и появления на свет управляющих ими божеств.
Затем вселенская форма Господа, вират-пуруша, создала кожу, а следом за этим у Неё выросли волосы, усы и борода. После этого возникли все травы и лекарственные растения. Кожа является органом осязания. Полубоги, которые ведают ростом трав и лекарственных растений, — это божества, управляющие осязанием.
Затем у вселенской формы появились гениталии.
После этого на свет появилось семя (способность зачинать детей) и полубог, повелевающий водами.
Вслед за ним возник анус, затем — способность к испражнению и бог смерти, Митра, перед которым трепещет вся вселенная.
Затем были созданы пупок, воздух исхода и смерть. Пупок это обитель смерти и разделяющей силы.
Прана-ваю обеспечивает продолжение жизни, а апана-ваю останавливает жизненную силу. Обе вибрации исходят из углубления на животе (пупка). Пупок — это место соединения одного тела с другим. Господь Брахма родился из отверстия в животе Гарбходакашайи Вишну, и тот же принцип лежит в основе рождения обычных тел. Тело ребёнка развивается из тела матери, а когда ему приходит пора начать самостоятельное существование, его отделяют от тела матери, перерезая пуповину. Так Верховный Господь проявляет Себя в виде отделённого множества. Следовательно, живые существа являются отделёнными частицами Господа и потому лишены независимости.
Затем у вселенской формы Господа появилось две руки и вместе с ними способность брать и ронять предметы, после чего возник Индра.
Вслед за этим у вселенской формы выросли ноги, вместе с ними возникла способность двигаться, после чего на свет появился Вишну.
Формативный период индуизма. Религиозно-мифологические воззрения
Протоиндийской цивилизации
Генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан с Протоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация была значительным звеном в цепи древних земледельческих цивилиза ...
Этапы развития язычества.
Язычество нельзя представить как нечто неподвижное и застывшее. Как всякое явление оно изменялось, проходя через стадии, периоды, этапы своего развития. Академик Б.И.Рыбаков отмечает четыре этапа.
Первый этап характеризуется верой людей ...
Католицизм. Раскол христианской церкви
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существова ...