ВведениеСтраница 2
Источниками являются:
1. Русские летописи и поучения против язычества XI-XIV вв. Важным источником является Повесть временных лет и Слово Григория (Богословца) « изобретено в толцех о том, како първое погани сущее языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». Это произведение русского книжника, которое было основано на поучении Григория Богослова на Богоявлении, направленное против кровавых жертв античного язычества. Памятник XIV в. «Слово некого христолюбца, ревнителя по правой вере». «Слове Кирилла Туровского на новую неделю» (1130-1183) написанное епископом Турова. Он был выдающимся писателем XII в., автором многочисленных «Посланий» князю Андрею Боголюбскому. «Слово о полку Игореве» неизвестного автора. Оно пронизано языческими мотивами, по мнению Лихачева, произведение «глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаянием»[3].
2. Донесения католических миссионеров о религии славянских племен на пограничье с немецкими землями.
3. Польские и русские записи XV-XVII, авторы которых значительно отдалены от времени открытого господства язычества и наблюдали пережиточные обрядовые формы этнографического порядка
4. Топонимика, сохраняющая то, что не попало в письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перуна Дубрава», «Ярилова Плешь»
5. Фольклор славянских народов, где в обрядовых песнях часто упоминается собственные имена богов и персонифицированных природных явлении.
6. Подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»[4]), а также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами.
7. Сведение иностранцев о религии славян, например: Константин Багрянородный « Об управлении империей», Прокопий Кесарийский, Ахмед Ибн-Фадлан, Гельмгольд «Славянская хроника».
Романтика языческой старины издавна, еще со времен Яна Долгуша и «Синопсиса» Иннокентия Гизеля[5], привлекала внимание историков. Русские историки и филологи XIX-XX, нередко обращались к тем или иным аспектам славянского язычества, но в большинстве случаев это ограничивалось или отражением славянской мифологии в летописях и церковной литературе XI-XV, или же выяснением того, как русские крестьяне XIX в. верили в русалок, леших и домовых. Первые работы, в которых предоставлялись сведения о языческих верованиях наших предков, появляется во второй половине XVIII века. В 1767 году М.Д. Чулков, писатель и журналист, издал «Краткий мифологический лексикон», где вместо с именами античных богов были приведены имена из языческой мифологии славян. Позднее М.Д.Чулков издал « Словарь русских суеверий»(1780).В 1768 г. М.В.Попов выпустил книгу «Краткое описание славянского баснословия», где также содержался перечень славянских богов.
Новым этапом в изучении мифологии славян становится первая половина XIXв., когда в обществе возрос интерес к истории русского народа, к истории его культуры и духовной жизни. В 1804 г. появился труд Григория Глинки «Древняя религия славян»[6]. Автор не производит строгого отбора материала и даже дополняет его сам.
Строже подошли к своим материалам А.С. Кайсаров в книге «Славянская и российская мифология» (1804) и П. Строев «Краткое обозрение мифологии славян российских»(1815).Обзор языческих верований включил в свой труд «История государства Российского» известный русский писатель и историк Н.М.Карамзин[7].
Серьезным вкладом в изучение верований наших предков стал объемный труд видного этнографа первой половины XIX в. И.П. Сахаров «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков»[8] (1836-1849).Но и в этой работе наряду с ценными и подлинными материалами содержаться сведения из сомнительных источников.
Во второй половине XIX в. продолжалось более углубленное изучение древних обычаев и верований русского народа в трудах А.А. Котляровского «О погребальных обычаях языческих славян»[9], А, С.Фаминцын «Скоморохи на Руси»[10], « Божества древних славян»[11].
Подлинно научное изучение языческой мифологий славян начинается в середине XIX в. в трудах представителей мифологической школы в фольклористике. В России к ней принадлежали А.Н. Афанасьев[12], А.А. Потебня[13], Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер. Основная идея сторонников мифологической школы заключалась в утверждении, что народные верования и связанные с ними обряды и обычаи, а также различные мотивы и образы сказочного фольклора восходят к древней мифологии.
Мушика
Мышь (от корня муш ~ «воровать, красть»). Вахана Ганеши, традиционно олицетворяющая богатство и достаток. Прячущаяся под покровом темноты, редко видимая и, однако, всегда за работой, мушика подобна невидимой милости бога в жизни человека. ...
Христианство до церковного раскола
Особую эпоху в истории христианства составляет период деятельности апостолов («посланников») — I—II в. н.э. Вера в скорое пришествие Иисуса и наступление Страшного Суда поставила учеников Христа на путь активной евангельской проповеди. В ...
Феномен ислама.
Исламский феномен – это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влия ...