Влияние Эллинизма. Приобретение Ягве статуса всемирного бога
Освобождение Иудеи из под ига Вавилона не означало ее полного освобождения. Она осталась в значительной мере подчинена Персии – новому гиганту. Вся остальная история иудеи состояла из сплошных оккупаций другими гигантами. Подчинение вместе с Персией Александром Македонским, последующие египетское и сирийской иго и, наконец Римское. Идея национального Бога-покровителя, каким жрецы представляли народу Ягве, в череде многолетних экспансий Иудеи агрессорами утратила свою состоятельность. Бог, занимающийся исключительно опеканием иудеев и не смогший в течении веков добиться хотя бы политической самостоятельности подопечной страны не мог пользоваться достаточным авторитетом. Он должен был либо уступить богу победителей, либо измениться сам. С другой стороны, расширение области рассеяния евреев придавало Ягве в воображении верующих характер мирового божества. Расцвет мировой торговли эллинистических государств, привел к попыткам создания с одной стороны материалистической, атеистической философии, а с другой мировой религии с единым богом. Лозунг Протагора «человек – мера всех вещей» соответствовала в области религиозной тенденции перенесения центра внимания с вопросов космогонии и мифологии на вопросы этики. Соответственно этому из политеистических пантеонов выделяется тот или иной бог, который постепенно превращается в единого повелителя вселенной. Так египетский бог Сарапис, культ которого птолемеи пытались превратить в культ Зевса-Сараписа как единственного эллинско-греческого бога, в римскую эпоху тоже становится универсальным богом. Он присваивает черты Зевса, Аполлона, Диониса, Цереры, превращаясь в Гелиосераписа. Культ единого бога усердно пропагандировался многочисленными торговцами, что в значительной степени способствовало развитию торговли. Система религиозных запретов на востоке крайне осложняла процесс торговли. В этом отношении Иудейские евреи находились в крайне трудном положении, занимая в смысле национальной и религиозной замкнутости особое место. К тому же в самой Иудее торговля не получила значительного распространения и палестинские евреи были мало заинтересованы в распространении иудаизма. Основными агентами пропаганды иудаизма стали евреи диаспоры, среди которых была широко развита торговля. Пропаганда иудаизма в диаспоре имела значительный успех, о чем свидетельствует быстрый рост численности иудеев к которым начинали относиться и обращенные. Успех пропаганды иудаизма достигался ценой известных уступок. Яхве как национальный бог иудеев не мог привлеч египтян или римлян и поэтому Яхве – покровитель евреев уступает место Яхве – творцу вселенной, грозному судье, который очистит и обновит мир, принесет спасение роду человеческому. Имя Яхве исчезает из религиозных текстов, заменяясь на абстрактные всевышний, владыка духов, слава и т.д.
Место назначения послания
Из самого Послания ясно следует, что его читателями были галаты (1.1), которые объединялись понятием "Церкви Галатийские" (1.2). Однако много споров вызывает вопрос, кто были указанные галаты. Традиционное мнение никогда не вызы ...
Кирилло-Белозерский
монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь некогда был центром духовной жизни Русского Севера. Отсюда вышли многие подвижники и основатели новых северных обителей, сюда спешили на богомолье московские государи.
Северной Лаврой называют Кирилло-Белозе ...
Православное вероучение и культ
Священные книги Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
- Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые ка ...