КонфуцианствоСтраница 1
Конфуцианство возникло в VI - V вв. до Р. Хр., но в то время оно представляло собой не религию, а философско-этическое учение, которое лишь более тысячелетия спустя трансформировалось в религию.
Основоположником конфуцианства был знаменитый китайский философ Конфуций (латинизированная форма его имени Кун-фуцзы; китайцы чаще употребляют краткую форму - Кун-цзы). Странствуя по Китаю, он проповедовал свое учение о мудром правителе, являющимся связующим звеном между небесами и землей. Конфуций призывал всех людей проявлять гуманность (принцип “жэнь”) и придерживаться установленных норм взаимоотношений (принцип “ли”). Разработанная им система была консервативной: она предусматривала сохранение существующих устоев. Гарантию порядка философ видел в активном, неукоснительном соблюдении норм поведения, существующих законов.
В VI в. по Р. Хр. конфуцианство, впитав в себя китайские народные верования, и прежде всего культ предков и культ природы, превратилось в религию.
Став религией, конфуцианство9 все же сохранило ряд черт, отличающих его от большинства других религий. Прежде всего в нем главное внимание уделяется этическим мотивам, мирозданческие же сюжеты разработаны довольно слабо. В конфуцианстве нет священнослужителей (хотя и имеются храмы), и все религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов (а раньше выполняли также и чиновники). Некоторые исследователи не считают конфуцианство и в его теперешнем, трансформированном виде религией, но это, конечно, ошибочная позиция. Конфуцианство в настоящее время, бесспорно, представляет собой политеистическую религию, в пантеоне которой в качестве верховного божества выделяется небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи, народные герои. Если Конфуций не верил в загробную жизнь, то позже в конфуцианстве появилась вера в посмертное существование душ, для умилостивления которых было предписано совершать жертвоприношения.
Важнейшими книгами конфуцианства являются “Пятикнижие” (“У цзин”) и “Четверокнижие” (“Сы шу”). Бóльшая часть этих книг прямого отношения к религии или философии не имеет. Так, “Пятикнижие” объединяет “Книгу истории” (“Шу цзин”), где излагаются события древней истории Китая, “Книгу стихов”, или “Книгу песнопений” (“Ши цзин”), являющуюся сборником древней китайской поэзии, “Книгу перемен” (“И цзин”), представляющую собой сборник магических формул и заклинаний, “Книгу церемоний” (“Ли цзи”), в которой сообщаются правила поведения, и книгу “Весна и осень” (“Чунь-цю”) - хронику событий в одном из китайских княжеств. Первые четыре книги, являю-щиеся произведениями древнекитайской письменной культуры, были тщательно отредактированы Конфуцием, книга же “Весна и осень” написана им лично. Иногда к “Пятикнижию” добавляют еще “Книгу о музыке” (“Юэ цзи”), также отредактированную Конфуцием, и тогда говорят уже о “Шестикнижии” (“Лю цзин”).
Что же касается “Четверокнижия”, то в нем говорится главным образом о нормах поведения. Оно включает книгу “Великое учение” (“Да сюэ”), написанную одним из учеников Конфуция в соответствии со взглядами учителя и дающую указания о путях самосовершенствования человека, “Книгу о середине” (“Чжун юн”), в которой рекомендуется соблюдать во всем гармонию и избегать крайностей, “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), занимающую, бесспорно, центральное место и содержащую изречения и афоризмы Конфуция и его главных учеников, имеющие характер наставлений, и книгу “Мэн-цзы”, которая принадлежит одному из наиболее выдающихся последователей Конфуция и в которой обосновывается тезис о неизменности деления людей на управляющих и управляемых.
Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему. Считается, что различия в социальном положении людей предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый человек обязан соразмерять свои амбиции с тем положением, которое он занимает в обществе. Если у человека завышенные претензии, то, в соответствии с принципом “чжэн мин” (кит. “исправление имен”), выскочку следует осадить.
Положение о “чжэн мин” получило еще большее развитие в возникшем в Китае в XI - XIII вв. неоконфуцианстве. На него оказали большое влияние другая местная религия Китая - даосизм и проникший в Китай на рубеже христианской эры буддизм. В результате в конфуцианской религии появляются некоторые элементы пантеизма и другие новации.
Численность приверженцев конфуцианства определить чрезвычайно трудно. Дело состоит в том, что, хотя конфуцианство и является наиболее влиятельной религией Китая, в этой стране распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может посещать храмы и отправлять культы двух, а то и трех религий (обычно конфуцианства, буддизма и даосизма). Поэтому в Китае часто определяют в целом численность лиц, придерживающихся китайских народных верований, в которых конфуцианство только одна, хотя и самая важная составляющая. Последователей этих верований, по очень приблизительной оценке, насчитывалось в 1995 г. во всем мире 225 млн. человек, причем 99,9 % данного числа сосредоточено в Азии, и прежде всего, конечно, в самом Китае. В дополнение к этому определяется численность конфуцианцев-некитайцев (в основном корейцев), у которых сплетение разных религий не выражено так сильно. Число таких конфуцианцев в 1995 г. составило 5,3 млн. человек, из них свыше 99 % приходилось на Азию.
Суть культа и его место в религиозном комплексе
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — уход, почитание). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в ...
Роль христианства в формировании культур Запада и России
Во многом особенности Римско-католической церкви объясняются ее историей, неотделимой от истории Западной Европы и от ценностей европейской цивилизации. После падения Западной Римской империи в конце V века церковь оказалась единственной ...
Функции религии в жизни человека и общества.
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка ...