ИндуизмСтраница 3
Религиозно-реформаторское общество Брахмо самадж (санскр. “Общество Брахмана”), созданное Раммоханом Роем в 20-х годах XIX в. в Калькутте, пыталось реформировать индуизм, отказавшись от политеизма и идолопоклонства. Общество отрицало непогрешимость Вед, настаивало на признании равенства между всеми индуистами и на равноправии женщин, осудило кастовый строй и вредные обычаи индуизма (самосожжение вдов, полигамию, браки в детском возрасте и т. п.), подчеркивало важность европейского образования. Во второй половине 60-х годов XIX в. Брахмо самадж распалось на две группы: Ади Брахмо самадж (“Исконное общество Брахмана”), подчеркивавшее превосходство индуизма и индийской культуры над христианством и европейской цивилизацией, и Бхаратваршия Брахмо самадж (“Индийское общество Брахмана”), в котором появились элементы христианства и которое решительно выступило за межкастовые браки и допустимость вторичного замужества вдов.
Организованное в середине 70-х годов XIX в. в Бомбее гуджаратским странствующим монахом Свами Даянандой Сарасвати религиозно-реформаторское общество Арья самадж (санскр. “Общество ариев”) также ратует за “чистый” монотеистический индуизм и осуждает поклонение изображениям божеств. Оно настаивает на очищении индуизма от всех нововведений, которые были сделаны в послеведический период. Арья самадж требует отмены кастового строя, установления равноправия женщин, выступает против характерных для Индии детских браков, за предоставление права вдовам вторично вступить в брак. Молитвенные собрания в Арья самадж проводятся членами общины , не являющимися профессиональными жрецами. Ритуал состоит из возжигания огня, исполнения гимнов и комментирования их. Алтарь в храме отсутствует, обувь верующие не снимают, проповедник может вести собрание в европейском костюме. В отличие от Брахмо самадж, в Арья самадж отстаивается непогре-шимость и богодухновенность Вед. Если Брахмо самадж стремилось к сближе-нию всех религий, то Арья самадж относится к другим религиям, прежде всего к христианству и исламу, резко враждебно.
Миссия Рамакришны, основанная в конце XIX в. Свами Вивеканандой с целью воплощения в жизнь идей индийского религиозного деятеля и прорицателя Рамакришны, почитаемого некоторыми членами общества как воплощение бога, напротив, подчеркивает духовное родство всех религий и проповедует необходимость создания в мире единой религии. Миссия, опираясь на монахов, активно работающих в миру, ведет большую просветительную, благотворительную и миротворческую деятельность. Отделения Миссии Рамакришны имеются во многих странах мира, в том числе в России.
Что же касается неоиндуизма, то под ним обычно понимают совокупность сект (Брахма Кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны и др.), сильно отдалившихся от ортодоксального индуизма.
Неоиндуистская шиваитская секта Брахма Кумарис была создана в конце 30-х годов XX в. в Карачи ювелиром Дада Лен Раджем. Единственным объектом почитания в ней является Шива, наделяемый сектантами всеми свойствами, которыми в ортодоксальном индуизме обладает божественная троица Тримурти. Для секты характерна йогическая практика. Целью Брахма Кумарис является достижение ее членами слияния с Шивой, что должно освободить их от нового цикла перерождений. Сектанты верят в скорый конец света. Брахма Кумарис требует от своих членов безбрачия и отказа от мясной пищи.
Численность членов секты составляет 350 тыс. человек. Они сосредоточены в основном в странах Северной Америки и Западной Европы, а также в Индии и Пакистане.
Основанная мелким чиновником Саркаром в середине 50-х годов XX в. в Бихаре секта Ананда марг (санскр. “Путь радости”) взяла за основу своего вероучения мистические положения йоги5 и тантру6. Секта отличается своим авторитарным устройством, методы ее деятельности вызывают нарекания индийской общественности. К Ананда марг примкнул некогда живший в России известный гроссмейстер по шахматам Виктор Корчной. Секта развернула свою деятельность на территории ряда стран, пытается она действовать и в России.
Вопрос о воскресении
В стихах Корана очень часто встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации. Например, в суре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисею: «Мы сотворили тебя из земли, и М ...
V-VI Вселенский собор о священных изображениях
Первое принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было сформулировано на Пятом-Шестом (Трулльском) соборе в 692 году. Три правила Собора относятся к изображениям - 73, 82 и 100.
Наиболее важным для нас является 82-о ...
Греческая церковь
Во дворе храма Святого Николая остался памятник о нахождении здесь в прошлом греческой церкви. В память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск и после похода русских армий на Балканы, в результате, которого Греция по ...