Мандеизм
Мандеизм (от восточноарамейск. “мандá” - “знание”), как и иудаизм, относится к числу древних восточных религий. Сторонников ее называют по-разному: мандейцы, последователи святого Иоанна, назореи, сабии и т. д. Мандеизм скорее всего появился в Двуречье в I - II в. по Р. Хр., хотя некоторые исследователи относят время возникновения этой религии к более раннему времени. Многие религиеведы считают ,что мандеизм возник в результате эволюции какой-то раннехристианской секты или иудаистской секты гностического происхождения.
Вероучение мандеизма синкретично, в нем присутствуют элементы древневосточных верований, зороастризма, иудаизма, христианства.
Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель. Представления о нем весьма сильно отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев имеется также понятие о высшем существе (Боге), который посылает людям своего спасителя - Мандá-да-Хайе (восточноарамейск. “Знание жизни”), носителя божественного откровения.
Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал - света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом. Спасение, считают они, заключается в освобождении пришедшей из царства света и заточенной против своей воле в теле души.
Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза (“Сокровище”) и ряд других сочинений.
Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Мандейское богослужение заключается в чтении молитв.
Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.
Численность мандейцев составляет в настоящее время лишь 44 тыс. человек. Они сосредоточены в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря на арабском языке, мандейцы выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями и образуют особую этноконфессиональную группу.
Оценивая миссионерскую работу НАЦ в России, необходимо учитывать:
1. Новоапостолы добиваются возможности выступать в ВУЗах и школах, пользуясь тем, что выдают свою веру за традиционную.
2. Среди последователей НАЦ на западе много бизнесменов. Через деловые контакты они ведут миссионерскую работу и вовл ...
Энергия как ключевая категория исихастской модели реальности
Ключевая категория исихастской модели реальности — энергия; и, соответственно, в описываемый контекст важнейшею частью входит весь дискурс энергии в европейской мысли. Дискурс этот, скорее, небогат, но очень своеобразен по составу. Понят ...
Мировоззрение Корана. Аллах – бог Корана
Уже начало первого из пяти "столпов" (аркан) веры в исламе – догмат о единстве (ат-таухид) бога, Аллаха – в известной мере выражено в 1-й суре "аль-Фатихе" - "открывающей" Коран, относимой к мекканским.
Во в ...