Сикхизм
Сикхизм – религиозная система, возникшая в XV – XVI веках на северо-западе Индии в районе штата Пенджаб – области, где происходило и происходит взаимодействие двух религиозных культур – индусской и мусульманской.
Основателем считается гуру Нанак («гуру» - «учитель»)(1469 -1538), последователи которого стали именовать себя сикхами – «учениками».
После смерти Нанака было еще девять гуру, последним из них был Говинд (1676 – 1708).
Сикхизм – религия монотеистическая, отвергает многобожие индуизма. Одним из эпитетов Божества у Нанака является эк – «Единственный», «Единый».
Божество определяется двумя понятиями:
§ Ниргун (лишенный качеств)
§ Сагун (наделенный качествами)
Главное состояние – ниргун, абсолютная Сущность, лишенная каких-либо атрибутов. Лишь для того, чтобы человек мог познать Его, Он по своей воле приобретает качества (в сикхизме это не связано с приобретением человеческого облика). Он вне цепи перерождений, для Него не существует аватар (земных воплощений).
Служение Богу предполагает активную мирскую жизнь, выполнение долга домохозяина.
С Богом может общаться каждый без посредников, провозглашалось равенство всех людей, отрицалась кастовая система.
При Нанаке и последующем гуру была введена особая форма богослужения – сангат – совместное присутствие сикхов независимо от происхождения на проповеди гуру и совместное исполнение гимнов. Чуть позже появилась практика проведения совместных трапез, на которых все передавали из рук в руки чашу с водой независимо от кастового происхождения.
Священная книга сикхов – Адигрантх («Изначальная Книга»), она также имеет названия Гуругрантх – «Книга Гуру», Грантхсахиб – «Книга-Господин», была составлена при 5-м гуру – Арджуне (1571 – 1606). В нее входят гимны гуру, а также представителей движений бхакти и суфизма. С 1604 года хранится в Золотом Храме – главной сикхской святыне в городе Амритсаре.
Расширение социальной базы сикхизма вынудило гуру Говинда внести ряд изменений в сикхское учение и организацию общины. В 1699 году было провозглашено, что власть в общине переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых») – собранию вооруженных общинников. До сих пор сохранилась церемония посвящения в общинники и кодекс поведения – пять «К»:
§ Не стричь волосы и бороду (кеш)
§ Носить короткие шаровары (качха)
§ Волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха)
§ Всегда иметь при себе меч (кирпан)
§ Иметь железный браслет (кара)
После реформ гуру Говинда произошло разделение сикхской общины на два основных направления:
§ Кешдхари (хальса)
§ Сахаджхари
Представители второго не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию, не принимают обязательных для хальсы знаков отличия («пяти К») – стригут волосы, бреются и т.д.
Реформами гуру Говинда была также прервана линия живых гуру, а книга Адигрантх канонизирована и стала объектом поклонения в сикхских храмах – гурудварах.
К началу XVIII века сикхизм окончательно оформился в самостоятельную религиозную систему.
В современной Индии сикхский фактор играет чрезвычайно важную роль.
Размещено на Allbest.ru
Культ животных
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии – культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвяще ...
Молокане
Молоканство появилось в 60 - 70-х годах XVII века как сектантское течение, отделившееся от православия. Его основоположником считается крестьянин Тамбовской губернии Семен Уклеин. Преследования со стороны духовных и светских властей вынуд ...
Особенности образа св. Стефана в коми фольклоре.
И вот настало время сказать несколько слов об образе Стефана уже не в соборной памяти Церкви, а в народном творчестве коми народа. Уже само по себе то, что христианский святитель становится героем фольклора, есть случай уникальный. Можно ...